Главная/ Правительство РФ/ Общественный совет при Министре регионального развития РФ/ Рабочие группы/ Анализ правоприменения Жилищного кодекса РФ/

Предложения по внесению изменений в ЖК РФ от Депутата Государственной Думы Российской Федерации Г.П. Хованской

 

п/п

Текст закона

Автор поправки

Поправка

Текст закона с учетом поправки

Примечания

1

2

3

4

5

6

1.  

Статья 2 пункт 3

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Г.П.Хованская

Пункт 3 статьи 2 изложить в следующей редакции:

«3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде».

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

В государственном или муниципальном жилищном фонде жилые помещения могут предоставляться не только по договорам социального найма и найма, но и по иным договорам (например, по договору безвозмездного пользования жилым помещением).

 

2.  

Статья 5 часть 2

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Г.П.Хованская

Часть 2 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации».

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Законодательство включает в себя законы. В соответствии с законодательством издаются Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные правовые акты органов исполнительной власти.

 

3.  

Статья 12

Г.П.Хованская

Статью 12 после пункта 2 дополнить новым пунктом 21 следующего содержания:

«21) определение оснований признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений государственного или  муниципального жилищного фонда социального использования».

21) определение оснований признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений государственного или  муниципального жилищного фонда социального использования;

Основания признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений должны быть установлены Кодексом, порядок устанавливается законом субъекта РФ, признание граждан малоимущими осуществляется органом местного самоуправления.

4.  

Статья 12 пункт 8

8) определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

Г.П.Хованская

В пункте 8 статьи 12 слова «в том числе порядка предоставления им жилых помещений» заменить словами «определение порядка пользования жилыми помещениями».

8) определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов, определение порядка пользования жилыми помещениями в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

Правовое положение потребительских кооперативов определяется нормами ГК РФ, а также специальными законами, к числу которых относится Закон Российской Федерации от 19.06.1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

ЖСК, как любой потребительский кооператив, имеет в качестве учредительного документа только устав. ГК РФ устанавливает определенные требования к уставу кооператива и сведениям, которые должны в нем содержаться (п.2 ст.116 ГК РФ).

Исходя из положений ГК РФ и Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» порядок предоставления членам ЖК и ЖСК жилых помещений в домах жилищных и жилищно – строительных кооперативов относятся к компетенции самого кооператива.

5.  

Статья 15 часть 1

1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Г.П.Хованская

В части 1 статьи 15 после слова «являются» дополнить словами «жилые дома,».

1. Объектами жилищных прав являются жилые дома, жилые помещения.

Применительно к объекту жилищных отношений выбор в качестве обобщающего понятия «жилое помещение», включающее и дом, и квартиру, и часть дома и квартиры, неправомерен.

Квартира, комната являются жилыми помещениями, составляющими жилого дома (как многоквартирного, так и одноквартирного).

Поправкой предлагается отнести к объектам жилищных прав жилые помещения и жилые дома.

6.  

Статья 15, часть 2

2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

Г.П.Хованская

Часть 2 статьи 15 изложить в следующей редакции:

«2. Жилым помещением признается объект недвижимого имущества, предназначенный для проживания граждан.».

2. Жилым помещением признается объект недвижимого имущества, предназначенный для проживания граждан.

Поправкой дается определение понятия «жилое помещение» как любое помещение (а не только изолированное), предназначенное для проживания граждан.

7.  

Статья 15

Г.П.Хованская

Дополнить статью 15 после части 2 новой частью следующего содержания:

«21 Предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть пригодным для проживания (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее – требования).».

21 Предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть пригодным для проживания (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее – требования).

Жилое помещение, предоставляемое гражданам, должно быть пригодным для проживания. Непригодность жилого помещения для проживания не является основанием для признания помещения нежилым.

8.  

Статья 15 часть 4

4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Г.П.Хованская

В части 4 статьи 15 слова «Жилое помещение может быть признано непригодным» заменить словами «Жилой дом, жилое помещение могут быть признаны непригодными».

4. Жилой дом, жилое помещение могут быть признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Применительно к объекту жилищных отношений выбор в качестве обобщающего понятия «жилое помещение», включающее и дом, и квартиру, и часть дома и квартиры, неправомерен.

Квартира, комната являются лишь составляющими единое целое – жилой дом (как многоквартирный, так и одноквартирный).

9.  

Статья 15 часть 5

5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Г.П.Хованская

В части 5 статьи 15 слова «за исключением» заменить словами «в том числе».

5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе балконов, лоджий, веранд и террас.

Поправкой предлагается включать в общую площадь жилого помещения площадь балконов, лоджий, веранд и террас. Содержащееся в части 5 статьи 15 определение общей площади жилого помещения привело:

- к отсутствию у гражданина обязанности оплачивать содержание, текущий ремонт, капитальный ремонт (для собственника) этих частей жилого помещения;

- к не учету площадей этих частей жилого помещения при постановке на учет и предоставлении жилого помещения и, как следствие, приведет к неравным условиям для реализации жилищных прав граждан, занимающих жилые помещения, различные по комфортности и полезной площади.

10.  

Статья 16. Виды жилых помещений

1. К жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

 

Г.П.Хованская

В статье 16:

часть 1 статьи 16 исключить.

в части 2 слово «комнат» заменить словами «жилых помещений».

в части 3 после слов «структурно обособленное» дополнить словом «жилое».

часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Комнатой признается жилое помещение в жилом доме или квартире, предназначенное для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.».

Статья 16. Виды жилых помещений

1. исключена.

2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из жилых помещений, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

3. Квартирой признается структурно обособленное жилое помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

4. Комнатой признается жилое помещение в жилом доме или квартире, предназначенное для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Частью 1 статьи 16 Кодекса дается перечень видов жилых помещений. В соответствии с перечнем к жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Частями 2, 3 и 4 указанной статьи определяются понятия жилой дом, квартира, комната.

Из приведенных определений следует, что квартира состоит из одной или нескольких комнат, а комната – это часть жилого дома либо квартиры, причем комната выделена как отдельный вид жилого помещения.

Следовательно, к указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 16 видам жилого помещения «часть жилого дома», «часть квартиры» можно отнести только помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в доме или квартире, что противоречит определению «жилое помещение», данному в статье 15 Кодекса.

Статьей 16 жилые дома отнесены к жилым помещениям, состоящим из комнат, следовательно, многоквартирные дома не относятся к жилым помещениям.

В ЖК РСФСР жилой дом выделялся в качестве объекта, включаемого в жилищный фонд наряду с жилыми помещениями в других строениях.

В соответствии со статьей 19 Кодекса жилищным фондом является совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Если многоквартирные дома не относятся к жилым помещениям, они не включаются в жилищный фонд.

Поправка направлена на устранение указанных выше противоречий.

 

11.  

Статья 17 часть 3

3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.

Г.П.Хованская

В части 3 статьи 17 слова «жилых помещениях» заменить словами «помещениях жилых домов».

3. Не допускается размещение в помещениях жилых домов промышленных производств.

В связи с поправками №№ 5, 6

12.  

Статья 18

Право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.

Г.П.Хованская

В статье 18 слова «жилые помещения» заменить словами «жилые дома, жилые помещения».

Право собственности и иные вещные права на жилые дома, жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.

В связи с поправками №№ 5, 6

13.  

Статья 19 часть 1

1. Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

 

Г.П.Хованская

В части 1 статьи 19 слова «жилых помещений» заменить словами «жилых домов, жилых помещений».

1. Жилищный фонд - совокупность всех жилых домов, жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В связи с поправками №№ 5, 6

14.  

Статья 19 часть 2 пункт 1

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

Г.П.Хованская

В пункте 1 части 2 статьи 19 слова «жилых помещений» заменить словами «жилых домов, жилых помещений».

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых домов, жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

В связи с поправками №№ 5, 6

15.  

Статья 19 часть 2 пункт 2

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

Г.П.Хованская

В пункте 2 части 2 статьи 19 везде по тексту слова «жилых помещений» заменить словами «жилых домов, жилых помещений».

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых домов, жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых домов, жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

В связи с поправками №№ 5, 6

16.  

Статья 19 часть 2 пункт 3

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Г.П.Хованская

В пункте 3 части 2 статьи 19 слова «жилых помещений» заменить словами «жилых домов, жилых помещений».

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых домов, жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В связи с поправками №№ 5, 6

17.  

Статья 19 часть 3 пункт 3

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

Г.П.Хованская

пункт 3 части 3 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«3) жилищный фонд некоммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются гражданами - собственниками данных помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) для проживания иных граждан, юридическими лицами - собственниками данных помещений, а также органами государственной власти и местного самоуправления для проживания граждан на условиях некоммерческого пользования жилыми помещениями;».

3) жилищный фонд некоммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются гражданами - собственниками данных помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) для проживания иных граждан, юридическими лицами - собственниками данных помещений, а также органами государственной власти и местного самоуправления для проживания граждан на условиях некоммерческого пользования жилыми помещениями;

Граждане - собственники жилых помещений могут использовать жилое помещение не только на условиях безвозмездного пользования, но и на иных условиях.

Основным признаком данного вида фонда должно являться именно некоммерческое пользование жилым помещением, то есть отсутствие у собственника прибыли от его использования.

18.  

Статья 19 часть 3 пункт 4

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Г.П.Хованская

В пункте 4 части 3 статьи 19 слова «на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование» заменить словами «на условиях коммерческого пользования».

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях коммерческого пользования.

Основным признаком данного вида фонда должно являться именно коммерческое использование жилых помещений, то есть извлечение собственником прибыли от их использования.

19.  

Статья 20

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Г.П.Хованская

В статье 20 слова «а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг» заменить словами «соответствием жилых помещений, а также жилищных и коммунальных услуг».

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соответствием жилых помещений, а также жилищных и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Редакционная поправка.

20.  

Статья 29 часть 4

4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Г.П.Хованская

В части 4 статьи 29 слово «суда» заменить словами «органа, осуществляющего согласование,».

4. На основании решения органа, осуществляющего согласование, жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если проведенным переустройством и (или) перепланировкой не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, необходимо предусмотреть внесудебный порядок сохранения жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.

21.  

Статья 31, часть 1

1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

 

Г.П.Хованская

в части 1 статьи 31 слова «супруг, а также дети и родители данного собственника» заменить словами «супруг и несовершеннолетние дети».

 

1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг и несовершеннолетние дети. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

 

Отнесение к членам семьи собственника родителей и совершеннолетних детей, не находящихся на иждивении родителей, приведет к тому, что граждане, хотя и объединенные признаками родства, но имеющие свой самостоятельный бюджет, ведущие раздельное хозяйство и, зачастую, образовавшие самостоятельные семьи, будут подлежать совместной постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, нескольким поколениям будет предоставляться одно жилое помещение. Данная норма приведет к проблемам с назначением адресной помощи малоимущим гражданам по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

22.  

Статья 31, часть 5

5. По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений части 4 настоящей статьи, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. До истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда.

 

Г.П.Хованская

в части 5 статьи 31 слова «одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или» исключить.

5. По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений части 4 настоящей статьи, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. До истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда.

Частью 5 статьи 31 ЖК РФ собственнику жилого помещения предоставлена возможность лишить права пользования принадлежащим ему жилым помещением бывшего члена своей семьи путем отчуждения имеющегося у него в собственности жилого помещения независимо от решения суда. Судом может быть установлен определенный срок, в течение которого за бывшим членом семьи собственника сохраняется право пользования жилым помещением, а также обязанность собственника обеспечить вышеуказанных членов семьи иным жилым помещением.

Таким образом, норма, содержащаяся в части 5 статьи 31, дает возможность неисполнения судебного решения и нарушает права граждан, в отношении которых принято решение суда.

Проект исключает такую возможность. С целью защиты прав бывших членов семьи собственника, в отношении которых у собственника жилого помещения имеются обязательства по сохранению права пользования жилым помещением или обеспечению иным жилым помещением в соответствии с законом или на основании судебного решения, предлагается внесение изменений и в статью 292 части первой ГК РФ.

 

23.  

Статья 32, часть 4

4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

 

Г.П.Хованская

часть 4 статьи 32 после первого предложения дополнить предложением следующего содержания:

«После извещения о государственной регистрации решения об изъятии жилого помещения собственник жилого помещения вправе заключить с управомоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления лицом предварительный договор, в котором будут перечислены существенные для собственника условия выкупа жилого помещения.».

 

4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. После извещения о государственной регистрации решения об изъятии жилого помещения собственник жилого помещения вправе заключить с управомоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления лицом предварительный договор, в котором будут перечислены существенные для собственника условия выкупа жилого помещения. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Согласно статье 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества (основной договор). В предварительном договоре указывается срок, в течение которого стороны обязуются заключить основной договор.

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора (условия выкупа жилого помещения).

 

24.  

Статья 32, часть 7

7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

 

Г.П.Хованская

в части 7 статьи 32 после слов «в связи с изменением места проживания,» дополнить словами «непроизведенным в установленные сроки капитальным ремонтом дома в соответствии с ранее взятыми органами государственной власти или органами местного самоуправления обязательствами,».

7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, непроизведенным в установленные сроки капитальным ремонтом дома в соответствии с ранее взятыми органами государственной власти или органами местного самоуправления обязательствами, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В связи с тем, что в большинстве случаев в домах, подлежащих сносу, нормативные сроки проведения капитального ремонта давно истекли, рыночная стоимость жилых помещений в указанных домах существенно ниже, чем стоимость аналогичных жилых помещений в отремонтированных домах.

Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, является обязанностью наймодателя государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Признание с 1 января 2007 г. утратившей силу статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» является односторонним отказом органов государственной власти или органов местного самоуправления от исполнения своих обязательств.

Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств иначе как, предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Неисполнение органами государственной власти или органами местного самоуправления своих обязательств по проведению в нормативные сроки капитального ремонта дома должно компенсироваться собственнику приватизированного жилого помещения при сносе дома путем включения в выкупную цену стоимости непроизведенного капитального ремонта дома.

 

25.  

Статья 42, часть 6

6. При продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

Г.П.Хованская

часть 6 статьи 42 дополнить словами «для имущества, находящегося в долевой собственности.».

 

6. При продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации для имущества, находящегося в долевой собственности.

Уточнение формулировки.

26.  

Статья 42

Г.П.Хованская

статью 42 дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. При передаче внаем жилого помещения в квартире коммунального заселения требуется согласие всех собственников и проживающих совместно с ними членов их семей, а также иных граждан, обладающих самостоятельным правом пользования жилыми помещениями в этой квартире.».

 

7. При передаче внаем жилого помещения в квартире коммунального заселения требуется согласие всех собственников и проживающих совместно с ними членов их семей, а также иных граждан, обладающих самостоятельным правом пользования жилыми помещениями в этой квартире.

Частью 2 статьи 76 ЖК РФ предусмотрено, что для передачи в поднаем жилого помещения, находящегося в коммунальной квартире, требуется согласие наймодателя, а также всех нанимателей и проживающих совместно с ними членов их семей, всех собственников и проживающих совместно с ними членов их семей.

Поправка предлагается с целью защиты прав граждан, проживающих в квартирах коммунального заселения, при сдаче собственником внаем жилого помещения в этой квартире.

 

27.  

Статья 49, часть 2

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Г.П.Хованская

второе предложение части 2 статьи 49 изложить в следующей редакции:

«Малоимущими гражданами в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления по основаниям, установленным настоящей статьей, и в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Основанием для признания граждан и членов их семей малоимущими является отсутствие дохода (за вычетом прожиточного минимума), приходящегося на каждого члена семьи, и (или) имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, достаточных для приобретения жилого помещения по нормам предоставления исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании.».

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления по основаниям, установленным настоящей статьей, и в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Основанием для признания граждан и членов их семей малоимущими является отсутствие дохода (за вычетом прожиточного минимума), приходящегося на каждого члена семьи, и (или) имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, достаточных для приобретения жилого помещения по нормам предоставления исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании.

 

Кодексом не определены основания, в соответствии с которыми субъекты РФ должны определять порядок признания граждан малоимущими и органы местного самоуправления должны признать граждан малоимущими.

Отсутствие таких оснований может привести в дотационных регионах к нарушению требований статьи 19 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.

Предлагается сформулировать такие основания как невозможность для гражданина при имеющемся доходе и имуществе решить проблему приобретения жилого помещения.

28.  

Статья 50, часть 2

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Г.П.Хованская

в части 2 статьи 50 слова «органом местного самоуправления» заменить словами «законом субъекта Российской Федерации в размере не менее пятнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, слова «муниципальном образовании» заменить словами «субъекте Российской Федерации».

2. Норма предоставления устанавливается законом субъекта Российской Федерации в размере не менее пятнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека в зависимости от достигнутого в соответствующем субъекте Российской Федерации уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В связи с отсутствием в ЖК РФ минимального размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, необходимо передать полномочия по установлению данной нормы на уровень субъектов РФ, которые должны утверждать норму предоставления Законом субъекта РФ в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями в соответствующем субъекте РФ.

Поправкой предлагается определить минимальный размер нормы предоставления в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Необходимость такого определения вызвана тем, что отсутствие в Кодексе минимального размера нормы предоставления может привести в дотационных регионах к нарушению требований статьи 19 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.

29.  

Статья 50, часть 5

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Г.П.Хованская

второе предложение части 5 статьи 50 изложить в следующей редакции:

«Учетная норма для граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, устанавливается с учетом их права пользования дополнительной площадью по состоянию здоровья».

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Учетная норма для граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, устанавливается с учетом их права пользования дополнительной площадью по состоянию здоровья.

 

В Кодексе отсутствует норма о праве на дополнительную площадь граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также при оплате жилого помещения.

Ранее указанное право предусматривалось статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» и статьей 15.2 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики».

Учитывая, что эти нормы отменены, отсутствие их в Кодексе существенно ухудшает положение граждан, что противоречит части 2 статьи 55 Конституции РФ.

30.  

Статья 53

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

 

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

 

Г.П.Хованская

статью 53 дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Действие положений части 1 настоящей статьи не подлежит применению в случаях:

1) вселения в жилое помещение в качестве членов семьи граждан, если до вселения эти граждане:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

состояли по предыдущему месту жительства на учете нуждающихся в жилом помещении в том же муниципальном образовании или в том же городе федерального значения;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в том же муниципальном образовании или в том же городе федерального значения органам местного самоуправления или органам государственной власти;

2) расторжения договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) признания сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

4) признания в судебном порядке иных действий, совершенных гражданами, действиями, не имеющими цели намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.».

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

 

1. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

2. Действие положений части 1 настоящей статьи не подлежит применению в случаях:

1) вселения в жилое помещение в качестве членов семьи граждан, если до вселения эти граждане:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

состояли по предыдущему месту жительства на учете нуждающихся в жилом помещении в том же муниципальном образовании или в том же городе федерального значения;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в том же муниципальном образовании или в том же городе федерального значения органам местного самоуправления или органам государственной власти;

2) расторжения договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) признания сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

4) признания в судебном порядке иных действий, совершенных гражданами, действиями, не имеющими цели намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.

 

 

Статья 53 ЖК РФ устанавливает последствия намеренного ухудшения жилищных условий гражданами. Однако отсутствует перечень действий, которые не относятся к намеренному ухудшению жилищных условий.

Отсутствие такого перечня может привести к произвольному толкованию нормы и необоснованным отказам в постановке на учет (например, при рождении детей).

Проектом устанавливается перечень действий, которые не должны рассматриваться как намеренное ухудшением гражданами жилищных условий (например, вселение в жилое помещение в качестве членов семьи граждан, не обладавших по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, расторжение договора пожизненной ренты по инициативе получателя ренты).

31.  

Статья 58, часть 1

Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма

1. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

Г.П.Хованская

часть 1 статьи 58 изложить в следующей редакции:

«При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов не допускается. Заселение одной комнаты совершеннолетними лицами одного пола допускается только с их согласия.».

Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма

1. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов не допускается. Заселение одной комнаты совершеннолетними лицами одного пола допускается только с их согласия.

 

Часть 1 статьи 58  позволяет вселять в одну комнату или однокомнатную квартиру, например, отца и совершеннолетнего сына, мать и совершеннолетнюю дочь, совершеннолетних братьев или сестер.

Поправка направлена на защиту прав совершеннолетних граждан при предоставлении жилого помещения.

32.  

 

Г.П.Хованская

дополнить ЖК РФ статьей 581 следующего содержания:

«Статья 581 Квартира коммунального заселения (коммунальная квартира)

Квартирой коммунального заселения (коммунальной квартирой) признается квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих на праве самостоятельного пользования и (или) на праве собственности двум и более лицам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, иных действий, предусмотренных законодательством».

 

Статья 581 Квартира коммунального заселения (коммунальная квартира)

Квартирой коммунального заселения (коммунальной квартирой) признается квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих на праве самостоятельного пользования и (или) на праве собственности двум и более лицам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, иных действий, предусмотренных законодательством.

Предлагается ввести новую статью, в которой дается определение понятия квартира коммунального заселения (коммунальная квартира).

В ЖК РФ используется понятие «коммунальная квартира», которому не дано определение, что приводит к сложностям в правоприменении.

В части 3 статьи 16 ЖК РФ дается определение квартиры. Данное определение характеризует квартиру как объект недвижимости, а основным признаком, позволяющим отнести квартиру к коммунальной, является ее заселение (Квартира коммунального заселения (коммунальная квартира) - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих на праве самостоятельного пользования и (или) на праве собственности двум и более лицам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, иных действий, предусмотренных законодательством).

 

33.  

Статья 59, часть 3

3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

Г.П.Хованская

в части 3 статьи 59 слова «которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления» заменить словами «проживающим в этой квартире».

3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, проживающим в этой квартире, на основании их заявления.

 

 Частью 3 статьи 59 Кодекса предусмотрен порядок выкупа освободившейся комнаты в квартире коммунального заселения при отсутствии в квартире граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, и граждан, которые могут быть признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.

Норма, содержащаяся в части 3 статьи 59, допускает двойное толкование, так как из ее содержания не ясно, каким гражданам предоставлено право выкупа комнаты в квартире коммунального заселения: проживающим в этой квартире и обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, либо любым гражданам, не проживающим в этой квартире, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.

Поправкой устраняется двойное толкование нормы, а также устраняется неправомерно введенное ограничение прав граждан на приобретение в собственность по договору купли-продажи освободившегося жилого помещения в квартире коммунального заселения, где они проживают, но обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека более нормы предоставления.

34.  

Статья 69, часть 1

Статья 62. Предмет договора социального найма жилого помещения

1. Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Г.П.Хованская

в части 1 статьи 62 слова «жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры)» заменить словами «изолированное жилое помещение»;».

Статья 62. Предмет договора социального найма жилого помещения

 

1. Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть изолированное жилое помещение.

Предметом договора социального найма может быть только изолированное жилое помещение.

35.  

Статья 69, часть 1

1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Г.П.Хованская

в части 1 статьи 69 слова «дети и родители» заменить словами «несовершеннолетние дети».

1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также несовершеннолетние дети данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

 

Отнесение к членам семьи нанимателя родителей и совершеннолетних детей, не находящихся на иждивении родителей, приведет к тому, что граждане, хотя и объединенные признаками родства, но имеющие свой самостоятельный бюджет, ведущие раздельное хозяйство и, зачастую, образовавшие самостоятельные семьи, будут подлежать совместной постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, нескольким поколениям будет предоставляться одно жилое помещение. Данная норма приведет к проблемам с назначением адресной помощи малоимущим гражданам по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

36.  

Статья 69, часть 4

4. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Г.П.Хованская

последнее предложение части 4 статьи 69 дополнить словами «, соразмерно приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, если иное не установлено соглашением между бывшим членом семьи нанимателя и членами семьи нанимателя о порядке пользования жилым помещением, или судебным решением, определившим порядок пользования данным жилым помещением».

4. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма, соразмерно приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, если иное не установлено соглашением между бывшим членом семьи нанимателя и членами семьи нанимателя о порядке пользования жилым помещением, или судебным решением, определившим порядок пользования данным жилым помещением.

Уточнение формулировки.

37.  

Статья 70, часть 1

1. Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Г.П.Хованская

второе предложение части 1 статьи 70 изложить в следующей редакции:

«Вселение граждан допускается, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит более учетной нормы, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. Отказ во вселении гражданин вправе обжаловать в судебном порядке.».

1. Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Вселение граждан допускается, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит более учетной нормы, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. Отказ во вселении гражданин вправе обжаловать в судебном порядке. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Уточнение формулировки.

38.  

Статья 83, часть 4, пункт 1

4. Расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;

Г.П.Хованская

в пункте 1 части 4 статьи 83 слова «и (или) коммунальные услуги» исключить.

4. Расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение в течение более шести месяцев;

Последствием невнесения платы за коммунальные услуги должно являться прекращение оказания указанных услуг и взыскание задолженности в судебном порядке.

Долг по коммунальным платежам не является основанием для расторжения договора социального найма жилого помещения.

39.  

Статья 89, часть 2

2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Г.П.Хованская

в статье 89:

в части 2 слова «члены его семьи» заменить словом «лица»;

часть 2 дополнить предложением следующего содержания:

«Если наниматель и проживающие совместно с ним лица состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются им в порядке, установленном частью 2 статьи 57 настоящего Кодекса».

2. Если наниматель и проживающие совместно с ним лица до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Если наниматель и проживающие совместно с ним лица состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются им в порядке, установленном частью 2 статьи 57 настоящего Кодекса

Поправка подается с целью защиты прав нанимателей жилых помещений и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, на предоставление им в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, жилых помещений по нормам предоставления.

Кроме того, не ясно, что гарантирует Кодекс при выселении бывшим членам семьи нанимателя.

40.  

Статья 95, пункт 1

Статья 95. Назначение жилых помещений маневренного фонда

 

Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

Г.П.Хованская

в пункте 1 статьи 95 слова «социального найма» заменить словами «, дающим право самостоятельного пользования данными жилыми помещениями».

Статья 95. Назначение жилых помещений маневренного фонда

 

Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам, дающим право самостоятельного пользования данными жилыми помещениями;

Пункт 1 статьи 95 нарушает права граждан, проживающих в доме, подлежащем капитальному ремонту, но не являющихся нанимателями по договору социального найма, а проживающими, например, по договору найма служебного жилого помещения или коммерческого найма, так как жилые помещения маневренного фонда предоставляются для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими только по договорам социального найма.

41.  

Статья 99, часть 2

2. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Г.П.Хованская

часть 2 статьи 99 дополнить словами «, а также гражданам, указанным в статье 95 настоящего Кодекса».

2. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а также гражданам, указанным в статье 95 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 99 Кодекса устанавливается, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В то же время частью 1 статьи 92 Кодекса к специализированным жилым помещениям относятся жилые помещения маневренного фонда, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Кодекса предоставляются для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 88 договор социального найма не расторгается на время проведения капитального ремонта.

42.  

Статья 102 часть 2

2. Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

Г.П.Хованская

в части 2 статьи 102 слово «влечет» заменить словами «не влечет», слова «,за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения» исключить.

2. Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу не влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения.

Устранение противоречий части 2 статьи 102 ЖК РФ с Гражданским кодексом РФ.

Частью 2 статьи 102 ЖК РФ устанавливается, что переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения.

Указанная часть противоречит статье 675 ГК РФ, в соответствии с которой переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения.

43.  

Статья 107

Статья 107. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения

Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Г.П.Хованская

статью 107 исключить.

статья 107 исключена

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» дома системы социального обслуживания относятся к учреждениями социального обслуживания и в жилищный фонд не входят.

44.  

Статья 151, часть 2, пункт 1

2. Средства товарищества собственников жилья состоят из:

1) обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;

Г.П.Хованская

в пункте 1 части 2 статьи 151 после слов «обязательных платежей,» дополнить словами «в том числе»;».

2. Средства товарищества собственников жилья состоят из:

1) обязательных платежей, в том числе вступительных и иных взносов членов товарищества;

Вступительные и иные взносы членов товарищества относятся к обязательным платежам.

45.  

Статья 156, часть 5

5. Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с частью 3 статьи 49 настоящего Кодекса, могут быть установлены другие (по сравнению с предусмотренными частью 4 настоящей статьи и настоящей частью) условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Г.П.Хованская

часть 5 статьи 156 исключить

часть 5 статьи 156 исключена

Требование о том, что установление размера платы за наем жилого помещения не должно приводить к возникновению у нанимателя права на субсидию лишено оснований. Следуя этой логике надо законодательно закрепить и то, что установление платы за коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение и т.д.) не должно приводить к возникновению у нанимателя права на субсидию. Смысл предоставления гражданину субсидии на оплату ЖКУ как раз и состоит в том, чтобы расходы граждан на оплату ЖКУ не превышали величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи независимо от повышения платы за эти услуги.

В соответствии с частью 4 статьи 156 размер платы за наем устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Категориям граждан в соответствии с частью 3 статьи 49 Кодекса могут устанавливаться иные размеры платы за наем, но не иные условия, предусмотренные частью 4 статьи 156 Кодекса.

46.  

Статья 156, часть 6

6. Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

Г.П.Хованская

в части 6 статьи 156 слова «в жилых помещениях домов системы социального обслуживания,» исключить.

6. Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» дома системы социального обслуживания относятся к учреждениями социального обслуживания и в жилищный фонд не входят.

47.  

Статья 156, часть 9

9. Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Г.П.Хованская

часть 9 статьи 156 исключить.

часть 9 статьи 156 исключена

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 67 Кодекса наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.  Плата за жилое помещение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 154 включает в себя, в том числе, плату за пользование жилым помещением (плату за наем).

Кроме того, не может быть договора найма жилого помещения (в том числе социального) без платы за пользование жилым помещением (платы за наем). В противном случае речь может идти только о договоре безвозмездного пользования жилым помещением.

48.  

Статья 159, часть 1

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Г.П.Хованская

В части 1 статьи 159:

во втором предложении слова «устанавливаются субъектом Российской Федерации» заменить словами «устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации»;

после второго предложения дополнить предложением следующего содержания:

«Размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать размер соответствующего федерального стандарта.»;

последнее предложение считать частью 11 статьи 159.

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать размер соответствующего федерального стандарта.

11 Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Установление размера региональных стандартов отнесено Кодексом к полномочиям субъектов Российской Федерации, поэтому в соответствии с п. «в» части 1 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» должно быть отнесено к полномочиям законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, в соответствии с п. «н» части 2 статьи 5 указанного Федерального закона, размеры региональных стандартов должны устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации ежегодно устанавливаются федеральные стандарты оплаты жилищных и коммунальных услуг, в том числе и федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе. На 2005 год указанный стандарт установлен в размере 22 процентов (Постановление Правительства РФ от 26.08.2004 г. № 441).

С целью недопущения ухудшения положения граждан в отдельных субъектах Федерации путем установления регионального стандарта, превышающего размер федерального стандарта, Проектом устанавливается, что размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать размер соответствующего федерального стандарта.

49.  

Статья 159, часть 2

2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Г.П.Хованская

часть 2 статьи 159 изложить в следующей редакции:

«Право на субсидии имеют граждане – пользователи жилых помещений независимо от формы собственности занимаемого жилого помещения.».

2. Право на субсидии имеют граждане – пользователи жилых помещений независимо от формы собственности занимаемого жилого помещения.

 

Право на субсидию имеют не только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма или найма, но и граждане, занимающие жилые помещения на основании иного договора, дающего право пользования жилым помещением (например, по договору безвозмездного пользования).

50.  

Статья 159, часть 8

8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на цели, указанные в настоящей части, из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Г.П.Хованская

во втором предложении части 8 статьи 159 слова «может передаваться» заменить словом «передается», слова «устанавливаемых Правительством Российской Федерации» заменить словами «устанавливаемых законодательством Российской Федерации».

8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на цели, указанные в настоящей части, из федерального бюджета передается финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

В условиях реформирования системы платежей в жилищно-коммунальной сфере и предстоящей монетизации льгот по оплате ЖКУ механизмом социальной защиты малоимущих граждан является оказание им эффективной адресной помощи в виде предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату ЖКУ превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В связи с этим необходимо законодательно утверждать федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе.

 

51.  

Статья 165, часть 1, пункт 2

1. В целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:

1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;

2) могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;

Г.П.Хованская

в пункте 2 части 1 статьи 165 слова «могут предоставляться» заменить словом «предоставляют», дополнить пункт словами «в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

1. В целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:

1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;

2) предоставляют управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

Формулировка «могут предоставляться» дает возможность органам местного самоуправления не предоставлять отдельным управляющим организациям, ТСЖ бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Должен быть определен единый порядок предоставления бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Депутат ГД ФС РФ                                                                                                                                              Г.П.Хованская

по материалам I-STROY.RU
25 июля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Предложения по внесению изменений в ЖК РФ от Депутата Государственной Думы Российской Федерации Г.П. Хованской


Также в этой рубрике:
 
Предложения по внесению изменений в федеральный закон от 29 декабря 2004 г. «о введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации»
Предложения по внесению изменений в Жилищный Кодекс РФ
от членов Общественного совета по жилищной политике при Министерстве регионального развития РФ
 

i-Stroy.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2020 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(495)925-35-25