Главная/ Это интересно/ Полезные советы/ Декор, акссесуары, проектирование/ (страница 4)/

Настенная роспись: живая классика

Настенная роспись: живая классикаАльфрейная живопись, архитектурная обманка, гризайль, - если вы думаете, что все это имеет отношение исключительно к временам давно минувшим, то ошибаетесь. Современный жилой интерьер возвращается к классике. А где классика - там и живопись, в том числе - живопись на стенах и потолках.

Альфрейная живопись, архитектурная обманка, гризайль, - если вы думаете, что все это имеет отношение исключительно к временам давно минувшим, то ошибаетесь. Современный жилой интерьер возвращается к классике. А где классика - там и живопись, в том числе - живопись на стенах и потолках.

Новое - это хорошо забытое старое. В сегодняшней России эта нехитрая истина подтверждается, в частности, возросшим спросом на художественно оформленные помещения. Оставим в стороне типовую лепнину, трафаретные орнаменты - состоятельные заказчики тяготеют к частному дворцовому интерьеру.

Еще несколько лет назад ровные перегородки из гипрока, импортные отделочные материалы, составляющие безликий термин 'евростандарт', были незаменимы в отделке офиса или жилого помещения. Сейчас понятие 'стандарт' перестало привлекать и заказчиков, и архитекторов. На первый план выходит фантазия, в моде - индивидуальность. Живопись в современном интерьере стала проявлением внутренней духовной культуры и вкуса, отражением чувства гармонии и меры.

Вспомни, как все начиналось:

Можно считать, что все началось с ритуальных рисунков, которыми наши пращуры стали украшать мрачные стены пещер. Или - с египтян, которые в начале III тысячелетия до нашей эры начали расписывать стены гробниц, изображая сцены предполагаемой загробной жизни.

Но правильнее всего вести отсчет от римских и греческих фресок, которые выполняли ту же функцию, что и современная живопись на стенах: раздвигали пространство, создавали дополнительный объем, позволяя расширять пределы жилища. Именно древние римляне изобрели настенные росписи, визуально раздвигающие пространство: на стене изображалась перспектива - колоннада или сад. Мастерство художников было так велико, что обман можно было заметить не сразу. Мир, изображенный на стене, воспринимался как продолжение реальности. В римских домах I века до н. э., сохранившихся в Помпеях, Геркулануме, Остии, расписанные художниками стены являются своеобразным лицом жилища. Стенная живопись, выполненная восковыми красками, главенствовала тогда в интерьере. Она свидетельствовала не только о вкусах, культурном уровне владельца дома, но и характеризовала его общественный статус, материальные возможности.

Вторым рождением роспись стен обязана Европе. Итальянские мастера Возрождения научились виртуозно использовать в настенных росписях эффект иллюзии, откуда и пошла традиция 'архитектурных обманок', окон в несуществующий мир. (Кстати, по латыни стена - murus, отсюда и художников, занимающихся росписью стен, называют муралистами). Великолепные произведения архитектуры немыслимы без живописи мастеров.

В Россию роспись стен пришла, когда было 'прорублено окно в Европу' - в Европе в ту пору царствовал высокий стиль, и без живописных панно на стенах и потолках не обходился ни один дом. У истоков формирования светских жанров этого искусства оказались приглашенные в Россию итальянские и французские мастера. Известные художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д.-Б. Скотти, А. Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф.-Б. Растрелли, Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и др. подготовили блестящую плеяду русских живописцев- монументалистов, выполнявших вместе с ними многочисленные заказы императорского двора. Уже к середине восемнадцатого столетия в России появились национальные кадры. Не без содействия европейских мастеров в моду вошли альфрейная живопись, стильные гризайли, живописные архитектурные 'обманки', разнообразная колеровка и цветовой декор стен в зависимости от назначения помещений. Такой подход к оформлению интерьера позволял минимальными средствами достичь максимального эффекта.

Высокий стиль

Современная вспышка интереса к настенной росписи - возвращение к классическим образцам. Пресыщенные строго функциональным хай-теком, состоятельные заказчики создают себе пространство для жизни, родовое гнездо. Духу этих понятий как нельзя лучше отвечает настенная живопись.

Впрочем, использование живописных работ в интерьере немыслимо без продуманного общего стиля помещения. Стилистическая принадлежность интерьера диктует вполне определенный тип меблировки и оформления. Европейское барокко - это мрамор, позолота, богатые росписи, мягкая мебель, украшенная искусно выполненной резьбой и обитая бархатом' Раннее рококо - это изящные зеркала, причудливые консольные столики, пастельные тона, сочетания белого с голубым, светло-зеленым или розовым. Классицизм отдает предпочтение прямым линиям, классические интерьеры отличаются ясностью и гармоничностью пропорций. Определенным эпохам и художественным стилям присущи свои устойчивые комбинации цветов. Это дает художникам-декораторам основание оперировать такими терминами, как 'цвета итальянского Ренессанса', 'сочетания времен королевы Виктории', 'палитра модерна''

Цветовой дизайн стен и потолков требует определенных знаний о существующих стилях не только от художника-декоратора, но и от заказчика. Оформление стен под силу лишь профессионалам. Оно становится на порядок сложнее, если в интерьере планируется еще и роспись потолка.

Все богатство выбора

Выбор цвета и приемов декоративной колеровки, помимо общего стиля интерьера, обусловлен многими факторами. Главные из них - общая стилистическая установка, назначение помещения, степень его естественной освещенности, размеры, соотношение со смежными комнатами, залами, коридорами, лестницами. Иногда декоратор наотрез отказывается следовать пожеланиям заказчика и действовать по предложенной им схеме, чтобы не нарушить смысл и гармонию всей композиции.

При планировании декоративных росписей или рельефов необходимо помнить о четырех определяющих критериях: пространство, масштаб, фактура, колорит. Художественными средствами можно расширить пространство, зрительно увеличить высоту потолка, поместить обитателей городской квартиры в античный дворик или сделать наблюдателями пасторальной сценки деревенской жизни. Если создавать рисунок с 'обманной' перспективой, можно существенно расширить пространство городской квартиры. Неудивительно, что ложные арки и окна и сейчас часто используются в интерьерах.

Необычайно важен масштаб рисунка - ведь роспись всегда становится главным элементом интерьера, притягивает к себе взгляды. Все изображения должны быть соизмеримы и с объемом жилища, и с человеческим ростом - гигантомания может сделать пространство неуютным.

Приходится применять и разные визуальные хитрости. Например, в современных домах, а также в мансардных помещениях обычно низкие потолки - три метра и менее. Это создает в комнате ощущение тесноты - как будто на вас что-то давит. Проблема решается подбором светлых тонов при покраске стен и потолка, при этом потолок должен быть светлее стен. Живописный фриз, цокольные декоративные панели и стена между ними в тех же тонах, что и область над фризом, - также помогают 'приподнять' потолок.

Наоборот, в жилых постройках XIX-XX веков высота потолков составляет, как правило, 4-5,5 метра. Естественно, в спальне или кабинете с таким 'поднебесьем' человек может чувствовать себя неуютно. Но достаточно окрасить потолок чуть темнее стен или воспользоваться техникой плавного перехода от более темных оттенков на потолке к более светлым на стенах, чтобы зрительно уравнять архитектурные пропорции.

Технология современной росписи, хотя и сохранила старинной название 'альфрейная', основана на новых материалах. Художники сегодня работают почти исключительно темперными и акриловыми красками. Причем воднодисперсные и акриловые краски позволяют мастеру путем подбора колера и многократного наложения слоев добиться тончайших и неповторимых цветовых оттенков, учесть фактор смены искусственного и естественного освещения, устроить 'игру' со светом.

Сейчас спрос на настенные и потолочные росписи постоянно растет. К сожалению, мастеров, способных профессионально и стильно справится с этим, не впав в кич, - не так много. Будем надеяться, что интерес к классике не ослабеет, а выполненных работ будет все больше. Ведь задача художника - в том числе и воспитание вкуса заказчика.

По материалам компании 'Парк Зодчий'
Дмитрий Кочуров, администратор портала Компания: ООО "Загородное обозрение" Тел. Для связи: 703-34-29 Адрес сайта www.zagorod.spb.ru e-mail для связи admin@zagorod.spb.ru
документ получен с сервера
stroy.spb.ru
по материалам http://stroy.spb.ru/
09 сентября 2007



Хотите узнать больше? Найти все про Настенная роспись: живая классика


Также в этой рубрике:
 
Памятка дизайнера
Занимаясь дизайном интерьеров уже много лет и обучив этой профессии 'с нуля' достаточно большое количество человек мы выявили несколько довольно типичных для начинающего дизайнера ошибок
В традициях русской усадьбы
Если спросить сегодняшнего практикующего архитектора, какие стили пользуются наибольшей популярностью у заказчика, в числе прочих он, не задумываясь, назовет классику. И не ошибется, поскольку она вмещает в себя огромный пласт искусств. На его фоне классицистический интерьер скромно занимает в истории лишь определенную нишу. Что же входит в понятие 'сценическая красота', как называли современники интерьер эпохи классицизма'
 

i-Stroy.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2019 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(495)925-35-25

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2019 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
сейчас 08.12.2019 04:38,
страница Настенная роспись: живая классика - Декор, акссесуары, проектирование строительного портала i-Stroy