Главная/ Это интересно/ Полезные советы/ Инженерные системы/ (страница 3)/

Реконструкция коммунальных систем памятников архитектуры

Хорошо это, или плохо, но современный горожанин уже не может жить без привычных удобств - отопления, горячей воды, канализации, кондиционирования. И относится это как ко вновь построенным домам, так и к исторической застройке. При этом именно эта часть городов является наиболее востребованной - ведь здесь обычно сосредотачивается и деловая, и культурная жизнь. Но старый городской ландшафт сегодня - это сложившаяся среда: целые районы здесь образованы очень старыми зданиями. Часть из них, как не имеющая культурно-исторической ценности, может быть снесена или радикально перестроена, в соответствии с современными требованиями. Но, как показывает практика, таких домов меньшинство.

Хорошо это, или плохо, но современный горожанин уже не может жить без привычных удобств - отопления, горячей воды, канализации, кондиционирования. И относится это как ко вновь построенным домам, так и к исторической застройке. При этом именно эта часть городов является наиболее востребованной - ведь здесь обычно сосредотачивается и деловая, и культурная жизнь. Но старый городской ландшафт сегодня - это сложившаяся среда: целые районы здесь образованы очень старыми зданиями. Часть из них, как не имеющая культурно-исторической ценности, может быть снесена или радикально перестроена, в соответствии с современными требованиями. Но, как показывает практика, таких домов меньшинство. Обычно старинное сооружение - это имеющий общенациональную ценность памятник культуры, который обязательно надо сохранить для потомков.
Совершенно очевидно, что простое подведение новых сетей к таким районам может упереться в неспособность внутренних инженерных систем адаптироваться к новым требованиям. Эта же проблема возникает и при реставрации архитектурных сооружений. Ведь за два-три века они ветшают, и касается это в первую очередь не только фасадов, но, как говорят реставраторы, "начинки": потолочных перекрытий, балок, стен, разного рода труб и так далее. Если строить новый дом, что называется, "в чистом поле" или хотя бы в мало застроенном районе, то создать инфраструктуру и установить современное оборудование относительно легко. А как быть в случае плотной городской застройки? Как правило, для решения этой проблемы существует два основных пути - во-первых, это полное восстановление объекта по старинным технологиям без кардинальной реконструкции, и, во-вторых, модернизация памятника с применением современных технологий и оборудования.
Обычно, первый путь используется при реставрации ландшафтных объектов. Это вызвано объективными причинами - в этой ситуации проще восстановить функционирование памятника в том виде, в каком он был задуман архитектором. Очень часто такими памятниками являются городские парки, являющиеся не только частью национально-культурного достояния, но и зонами отдыха, которых в современных городах совсем не много. Например, знаменитая усадьба Воронцово на юге Москвы. В начале 2000-х годов Правительство Москвы приняло решение о восстановлении системы усадебных прудов. Она исторически сложилась в районе рек Раменки и Котловки. Каскад прудов в усадьбе был создан в середине XIX века с уч?том природных особенностей территории. Так, на месте Большого Воронцовского пруда наблюдалось выклинивание грунтовых вод, а сделать собственно каскад позволил рельеф местности: разница в уровнях различных участков поверхности земли. Между прочим, помимо эстетической функции, у прудов было и чисто практическое назначение. Большой пруд обеспечивал накопление паводковых и родниковых вод и сброс излишков в нижние пруды каскада. В ХХ веке на территории паркового комплекса существовали трубчатые водосбросы. Их планируется заменить поверхностными - опять-таки не только для красоты, но и для создания наиболее над?жного и простого в эксплуатации гидротехнического сооружения. Между прочим, это решение аналогично применяемым в XVIII-XIX веках. При этом полностью сохраняются очертания прудов, характерные для периода расцвета усадьбы и запечатл?нные на старинных планах, восстанавливаются острова, не используются тяжелые инженерные крепления берегов. Отдельные детали, касающиеся декоративного оформления берегов, мостиков и подходов, будут решаться на последующих стадиях проектирования и реконструкции парка. Заказчиком этой огромной работы является ГУП "Мосводосток".
Москвичи знают, что за последние годы была восстановлена система прудов в Кузьминках, постоянно поддерживается кусковский гидротехнический комплекс, пруды в Царицыно, других усадьбах Москвы и Подмосковья. Надо сказать, что, несмотря на стремление реставраторов полностью соответствовать замыслу творцов памятников, все же приходится использовать современное оборудование - обычно для отвода излишков воды в городскую ливневую систему. Это связано с тем, что во многом изменился не только окружающий ландшафт, но и рельеф, что делает невозможным отвод стоков самотеком. Разумеется, существовать вс? это сегодня может лишь с помощью современного насосного оборудования.
К сожалению, полное восстановление исторической застройки с применением старинных технологий часто невозможно. Старинные здания, в отличие от садово-парковых объектов, как уже говорилось, очень плотно вписаны в современную городскую среду и активно эксплуатируются по назначению. Именно в этих случаях приходится прибегать к полной замене инженерной "начинки" таких сооружений. В частности, приведение в порядок коммуникаций - одно из главных условий реконструкции старинных объектов. Одна из существенных трудностей, с которой сталкиваются реставраторы архитектурных памятников, возникает из-за того, что перекрытия в домах XIX и начала ХХ века деревянные, а стены, как правило, каменные и очень толстые. Особый разговор вед?тся о чудом сохранившихся в центре Москвы деревянных домах XVIII века так называемой "допожарной застройки" (имеется в виду пожар 1812 года, во время войны с Наполеоном). Стены здесь сами по себе нуждаются в консервации.
По этим и другим причинам очень часто производится отнюдь не реставрация старых зданий, предполагающая подновление и консервацию старинных материалов. Необходимой оказывается тотальная реконструкция, при которой невредимой оста?тся только каменная коробка, остов дома, а вся "начинка", держащаяся на перекрытиях, уничтожается и заменяется современной.
Основная проблема, возникающая при реконструкции таких домов - это то, что система отопления и канализации в прошлые столетия существенно отличалась от современной. Начать с того, что дома отапливались каминами и предусматривалась сложная система дымоходов. Камины осуществляли и обогрев, и вентиляцию помещений. Был и другой способ - в подвале дома ставился паровой кот?л, в стенах помещались трубы, а в комнатах - отдушины-воздуховоды, то есть небольшие отверстия, как правило декорированные красивыми реш?тками, через которые в помещение поступал чистый воздух. И получалось, что система отопления оказывалась одновременно и системой вентиляции. Сегодня невозможно отапливать дома таким образом. Приходится создавать коммуникации буквально "с нуля". Очевидно, что прокладка не только труб водоснабжения, но и различных кабелей, прежде всего электрических, предусматривает изменение конфигурации стен. Современные батареи дают иную влажность воздуха, чем в прошлые века, отчего многие старинные здания оказываются заражены грибком, поэтому для качественной реставрации требуется создание грамотных систем приточно-вытяжной вентиляции. В старых домах зачастую вообще не было предусмотрено горячее водоснабжение. Существует и проблема фундаментов: из-за скопления неоткачиваемой воды или близости грунтовых вод они приходят в аварийное состояние, и памятник оказывается под угрозой обрушения (эта проблема особенно остро стоит, например, в Иркутске). Выход - опять-таки в продуманном обустройстве современных коммуникаций и установке насосного оборудования.
Свою роль в разрушении старых стен играет и так называемая вибронагрузка - постоянное микроскопическое сотрясение из-за потока транспорта и проходящего под фундаментами метро, представляющее опасность для памятников архитектуры. Всем нам известно, что прокладка метро повредила знаменитый московский Пашков дом - старое здание Российской Государственной библиотеки. Поэтому реставраторы настаивают на необходимости сделать пешеходными зоны наибольшего скопления памятников культуры - как правило, это городские центры. Отчасти программа осуществлена в Москве. Главная идея - разгрузить исторический центр от транспортных потоков, которые формируются в объезд по двухуровневым магистралям. Сходные проблемы есть и в Костроме, Петербурге, да и во всех старинных городах России. Надо отметить, что снижение вибронагрузки на здание - это не только создание "тихой" городской среды. Как известно, инженерное оборудование - насосы, компрессоры и т.п. также могут создавать довольно значительные вибрации. Именно поэтому при реконструкции исторических объектов особое внимание следует обращать на виброгашение - обустраивать массивные цоколи для агрегатов и применять современные модели, с конструкцией, исключающей возникновение вредных колебаний.
В стране существует довольно много зданий, одинаково дорогих любому россиянину независимо от того, где он родился и жив?т. Это Адмиралтейство или Эрмитаж в Петербурге, Дмитриевский собор во Владимире, древние храмы Старой Ладоги, Ферапонтов монастырь около Вологды, Ипатьевский в Костроме... Все они, в той или иной степени были реконструированы и оборудованы современными инженерными системами. К таким памятникам относится и здание Большого театра в Москве - главного, как ни считай, театра страны. Первое театральное здание на этом месте было построено в 1776-1780 гг. князем П. В. Урусовым и английским антрепрен?ром Медоксом. Общедоступный Петровский театр с пристроенным залом "для танцев и машкерадов" сгорел в 1805 г. Через 19 лет по проекту архитекторов О. И. Бове и А. А. Михайлова 2-го на его месте был построен каз?нный Большой театр (открыт 6 января 1825 г.). В 1853 г. он вновь сгорел "от неосторожности ламповщиков". В 1856 г. здание театра было вновь отстроено архитектором А. К. Кавосом - родственником прославленного русского художника рубежа XIX-XX веков А. Н. Бенуа.
В начале 2000-х годов Правительство Москвы приняло решение о реставрации и реконструкции здания Большого театра. Процесс начали с создания современной системы отопления, кондиционирования, вентиляции, пожаротушения и повышения давления. Сегодня в Большом театре установлено около семидесяти современных насосов. В исторической ретроспективе особенно важна автоматическая система пожаротушения, в которую входят насосы GRUNDFOS SP различной мощности. В системе гидрантов также установлено оборудование этого концерна, но другого типа - DNP.
Современное оборудование работает и в системах отопления и вентиляции, и включает различные типы насосов, предназначенных для осуществления циркуляции теплоносителей.
Как мы помним, старинные здания страдают от недостатка дренирования в фундаменте. В Большом театре водоотведение от цоколя осуществляется пятью насосами GRUNDFOS типа AP. Существует и система диспетчеризации здания, то есть автоматический контроль за действием всего оборудования (Control 2000). На примере этого замечательного здания видно, что комплексное решение проблемы сохранения памятника архитектуры сегодня вполне осуществимо с помощью современных технологий.
Реконструкцию Большого театра планируется закончить к 2008 году. Модернизация здания предполагает широкое использование современных технологий. Автоматизированы будут все рабочие процессы монтажа декораций, смены оперной и балетной сцен. Независимо от существующей каменной кладки будут установлены четыре опоры и новые фундаменты, принимающие на себя основные нагрузки во время эксплуатации театра.
Вопросы реконструкции инженерных коммуникаций в современных и старых зданиях - это вопросы отношения к качеству жизни и перспективам развития. Рачительное отношение к истории, культурному наследию - отличительная черта современных цивилизованных людей. Вряд ли властям следует экономить в этой области: по-настоящему комфортные, облагороженные памятники старины станут центром привлечения туристов и будут способствовать оживлению деловой активности не только в столичных мегаполисах, но и в провинции.
Пресс-служба компании ООО "ГРУНДФОС"
документ получен с сервера
stroy.spb.ru
по материалам http://stroy.spb.ru/
22 апреля 2007



Хотите узнать больше? Найти все про Реконструкция коммунальных систем памятников архитектуры


Также в этой рубрике:
 
Современный коттедж инженерное обеспечение
Этой статьей мы открываем цикл публикаций, посвященных инженерному обеспечению загородного дома. Тема эта более чем актуальная, поскольку современные коттеджи буквально напичканы системами коммуникаций, которые должны работать качественно, слаженно, без перебоев.
Зачем мне нужен Умный Дом
Такой вопрос зад'т себе каждый, кто об этом хоть раз слышал и начинает всерь'з задумываться о комфорте своего жилища. Представтье себе, что у вашего соседа нет санузла. 'А зачем'' - говорит он: 'Можно по нужде и на улицу сходить, а помыться - в бане'. Странно звучит, не правда ли' Так же странно для нас звучат слова:
 

i-Stroy.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2019 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(495)925-35-25

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2019 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
сейчас 17.07.2019 16:40,
страница Реконструкция коммунальных систем памятников архитектуры - Инженерные системы строительного портала i-Stroy