Главная/ Инвестиции/ (страница 32)/

Из каждых двух построенных домов один отнимет ветхое жилье - такова неумолимая статистика ветшания жилищного фонда в России.

Во время пребывания председателя Госстроя России Анвара Шамузафарова в Астрахани, одним из главных вопросов, которые он обсуждал с администрацией области, был вопрос о переселении астраханцев из построек ветхого и аварийного фонда. В Астрахани и области жилищный фонд находится в угрожающем состоянии: 1 миллион 728 тысяч кв. м жилья являются аварийными, при этом количество домов, подлежащих сносу, с каждым годом увеличивается... Только в будущем году на решение проблемы ветхого и аварийного жилья областным и городским властям, помимо средств собственного бюджета, потребуется около 250 миллионов рублей.

 

 

 

ШАГ ВПЕРЕД,

ДВА ШАГА НАЗАД

 

К сожалению, проблема ветхого жилья со всей серьезностью нависла не только над астраханцами, но и над подавляющим большинством российских городов. Общая площадь ветхого и аварийного жилья в стране превышает 65 млн кв. метров. Это — почти 2,5 процента жилищного фонда Российской Федерации, причем более 8 миллионов метров приходится на долю аварийного фонда. Последнее обстоятельство особенно тревожно: аварийное жилье нередко представляет прямую угрозу для тех, кто в нем проживает. Например, только в нынешнем году произошло несколько обрушений жилых домов, в том числе общежитий в Казани и Санкт­Петербурге, повлекших человеческие жертвы. Всего же только за прошлый год по ветхости и аварийности выбыло из эксплуатации около 2,2 млн кв. м жилья (тогда как введено было за год 31,1 млн кв. метров). К сожалению, этот показатель растет из года в год. При этом общий объем ветхого и аварийного фонда в два раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования!

Это значит, что каждый второй вновь построенный дом оказывается как бы предназначенным для того, чтобы переселить в него людей, которые обитают в непригодном жилье! А как же тогда с удовлетворением потребностей в жилище других людей, тех, кто находится в нормальных с точки зрения конструктивной прочности домах, но много лет стоит в очереди на улучшение (например из­за непомерной тесноты проживания), кто просто хочет купить себе квартиру (скажем, взяв ипотечный кредит) и переселиться в просторное жилье?

При подобном положении вещей ситуация складывается примерно так, как обозначил в свое время известный классик марксизма­ленинизма в своей работе: шаг вперед, два шага назад! Потому что с точки зрения все возрастающей потребности в жилье (учитывая все ее аспекты — от очередников, переселенцев из других регионов, обитателей аварийного и ветхого жилья до тех, кто хочет и может его себе приобрести) мы движемся именно назад — рост потребности выше роста ввода жилья.

Если же посмотреть на ситуацию с точки зрения количества россиян, которым приходится ютиться в ветхом и аварийном жилищном фонде, то цифра окажется совершенно убийственной — более двух миллионов человек! Вдумайтесь: если всех этих людей с их жильем собрать вместе, то получатся два огромных города­«миллионника», полностью состоящих из трущоб! И это не сюжет из фильма ужасов, это — реальный факт нашей жизни.

К тому же нужно учесть, что число жителей, стоящих в очереди на переселение из аварийного и ветхого фонда составляет более 6 процентов от общей численности семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Если сопоставить все приведенные выше цифры, то станет очевидно, что потенциальным переселенцам при нынешних темпах строительства жилья в очереди придется ждать не один десяток лет! Не случайно на заседании Правительства России, которое состоялось в начале сентября, была поставлена задача уже в ближайшие годы резко — в 2—2,5 раза — увеличить объемы жилищного строительства и выйти хотя бы на показатели РСФСР в 1987 г., т.е. вводить 70—80 млн квадратных метров в год. Удастся ли нам это сделать, и если да, то как — тема отдельного разговора.

 

 

ЧТО ИМЕЕМ — НЕ ХРАНИМ...

 

Что ж, аварийное жилье так или иначе нужно заменять новым, это неоспоримый факт. Но ведь беда в том, что количество непригодного жилищного фонда с каждым годом становится больше! Это значит, что дома, еще вчера бывшие вполне пригодными для проживания, сегодня превратились в аварийные. Почему?

Первая причина — та, которая на языке коммунальщиков называется «недоремонтом». То есть тот самый плановый — профилактический или капитальный — ремонт, который должен поддерживать дом в рабочем состоянии, делается не вовремя (или не делается вообще), и небольшие повреждения превращаются в средние, средние — в серьезные.

Объемы реально проводимого капитального ремонта жилищного фонда совершенно недостаточны: при нормативной годовой потребности в 4—5% от общего количества жилищного фонда за прошедший год общероссийский показатель составил лишь 0,3 %! А в республиках Дагестан, Северная Осетия­Алания и Башкортостан отремонтировано лишь 0,1% муниципального и государственного жилищного фонда. Немногим лучше в Новгородской области — 0,3%, в Астраханской и Пермской областях — 0,5%, в Томской — 0,7%. А в Камчатской области капремонт жилищного фонда вообще не проводился.

При таких темпах реконструкции и ремонта жилищного фонда общий износ его в ближайшие годы составит более 60%, после чего он станет полностью неремонтопригодным. То есть мы его полностью потеряем!

Другая причина плачевного состояния жилищного фонда в том, что плохо выстроена система управления, содержания и эксплуатации. Например, по России на договорной основе подрядными организациями обслуживается только половина жилищного фонда, а в упомянутых выше регионах эта цифра составляет: в Томской области — 55 %, в Пермской — 43 %, в Республиках Башкортостан и Северная Осетия­Алания, Новгородской, Камчатской областях — 35 %, в Астраханской области — лишь 7 %.

Если заглянуть в отчетность, то складывается впечатление, что старая система ЖЭКов заменена на современные службы заказчика и управляющие организации, которые способны эффективно управлять содержанием жилья. Однако на самом деле все обстоит далеко не так радужно: из 3500 служб заказчика эффективно функционируют лишь 28—30 %. Такая неэффективность связана с тем, что многие из них отходят от идеологии управления только жильем и принимают на себя функции управления коммунальной инфраструктурой, подменяя органы местного самоуправления. Картину усугубляет отсутствие нормальных договорных отношений и действенного тарифного регулирования, а без этого невозможно выстроить эффективную работу служб заказчика.

Аналогичная ситуация и с товариществами собственников жилья (сейчас функционирует более 5000 ТСЖ и 16 000 ЖСК, которые являются неким прообразом ТСЖ). Новые формы управления жильем, в том числе с привлечением частных управляющих компаний и граждан, — самое нужное направление работы на ближайшую перспективу, ведь ТСЖ и ЖСК уже сегодня охватывают более 6 % жилищного фонда и вынуждены работать в крайне сложных условиях (несовершенство законодательной базы и отсутствие действенной помощи со стороны органов местного самоуправления и т.д.).

 

ЧЕМ ПОМОЖЕТ

ГОСУДАРСТВО?

 

Наибольшая доля ветхого и аварийного фонда приходится на малоэтажное (до 3 этажей) жилье, которое является муниципальной или государственной собственностью. В этих домах, кстати, велика доля приватизированных квартир. Меньше ветхого и аварийного жилья в многоэтажках.

Значительно разнится количество непригодного жилья и по регионам. Например, из упомянутых выше регионов в Томской области такого 3,6% от общего объема жилищного фонда, в Республике Дагестан — 3,3%, в Камчатской области — 3,2%, в Пермской области — 3,1%. Если одной из лучших областей можно считать Волгоградскую, где ветхое и аварийное жилье составляет лишь 0,2 процента всего жилищного фонда, то в Корякском автономном округе его доля превышает 13 процентов. В абсолютных показателях рекордсменами по ветхому и аварийному жилью окажутся Кемеровская область (3378,1 тыс. кв. метров), Республика Татарстан (1697,7), Москва (1613,3), Ростовская (1526,9), Московская (1512,2), Пермская (1427,3), Тульская (1417,1 тыс. кв. метров) области и ряд других...

Особенно велика доля неблагополучного фонда в шахтерских городах и поселках. Так, в ряде населенных пунктов Кемеровской области она доходит до 80 процентов от объема всего жилищного фонда. При этом органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность жилищного фонда, ранее числившегося на балансе организаций угольной промышленности. Из­за этого переселение граждан из аварийного и ветхого жилья в шахтерских населенных пунктах практически прекращено.

Если подходить к проблеме с формальной позиции, то вполне можно сделать вывод, что состояние жилищного фонда того или иного города — проблема местного порядка. Мол, как содержите свое жилище, такое оно и есть. Однако на самом деле подобным образом подходить к делу нельзя, по крайней мере в нашей стране: многие десятилетия советской власти жилье принадлежало государству, и его нынешнее плачевное состояние — заслуга именно тогдашних государственных структур. Для тех, кто уже забыл, напомним: в течение семи десятков лет социализма главным партийно­правительственным приоритетом было построить побольше нового жилья, а вопросы эксплуатации существующего отходили не то чтобы на второй, на третий, а то и на четвертый план. Потому сегодняшняя проблема — проблема общегосударственная. О масштабности говорит и тот факт, что в целом по стране на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо около 160 млрд рублей.

Отрадно, что государство ныне не открещивается от этой глобальной проблемы: в начале нынешнего года была принята подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», которая вошла в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы. Что же она предлагает?

Подпрограмма предусматривает поэтапное решение проблемы ветхого и аварийного жилья с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и привлечения внебюджетных ресурсов. Для переселения граждан только из аварийного жилищного фонда на период до 2010 года предусматривается сумма в размере 32 млрд рублей. Как видим, это лишь пятая часть тех средств, которые нужны для решения всей проблемы в целом. А если учесть, что все расчеты, выполненные при разработке этого документа, велись на то количество неблагополучного жилфонда, которое насчитывалось в стране по состоянию на 1 января 2000 года, то станет понятно: в течение этого десятилетия немалая часть ныне ветхого жилья превратится в аварийное. Так что отсюда следует вполне очевидный вывод: чтобы эту проблему по­настоящему решить, нужно искать мощные источники финансирования. В противном случае мы лишь отсрочим разрушение жилищного фонда страны.

В программе предусматривается, что 60 процентов из общего объема денег в 32 млрд рублей составят средства федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации (включая местные), а 40 процентов — внебюджетные поступления. В результате до 2010 года из аварийного жилищного фонда будет переселено около 421 тысячи граждан.

Немного, если вспомнить об общем количестве — двух миллионах россиян, проживающих в ветхом и аварийном фонде. Впрочем, арифметически все логично: затратив пятую часть необходимых средств, обеспечим жильем пятую же часть нуждающихся. И то, судя по всему, повезет в этом смысле в основном «аварийщикам». До подавляющего большинства жителей просто ветхих (но не аварийных) домов очередь явно не дойдет.

Не трудно сосчитать, что при таких темпах решение проблемы с переселением из неблагонадежного, некондиционного жилья затянется, как минимум, до середины XXI века! Как минимум — потому что к нынешним успеют прибавиться новые потенциальные переселенцы — жилье­то по­прежнему продолжает ветшать!

Поэтому наиболее реальной целью, обозначенной в подпрограмме, можно считать лишь ликвидацию до 2010 года аварийного жилищного фонда, причем, как оговорено в документе, признанного таковым по состоянию на 2000 год.

 

 

АКЦЕНТ — НА РЕГИОНЫ

 

Как уже было сказано, в разных регионах проблема ветхого и аварийного жилья остра по­разному. Например, в Карачаево­Черкесии, где количество такого жилья составляет около 36 тысяч кв. метров, вопрос решить куда проще, чем в той же Кемеровской области. Так что настоящая борьба с ветхостью и аварийностью жилища должна развернуться на местах. Поэтому федеральная подпрограмма предусматривает разработку и утверждение аналогичных региональных программ в субъектах Федерации, которые в свою очередь должны включить в себя  подобные программы муниципальных образований. В чем особенности программ каждого уровня?

На федеральном уровне программа определяет масштаб проблемы, правовые и финансовые механизмы ее решения, меры и пути предоставления федеральной поддержки субъектам Российской Федерации для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Региональные программы должны обозначить конкретные сроки решения проблемы в регионе, они формируют законодательную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, координируют реализацию программ, определяют методы государственной поддержки.

Муниципальные программы должны предусматривать план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, которые направлены на финансирование мероприятий. Они же определяют перечень жилых помещений, предназначенных для переселения граждан и т.д.

Нетрудно понять, что наибольшая нагрузка по финансированию, особенно по привлечению внебюджетных средств, выпадет на долю муниципальных образований и в какой­то степени на региональные администрации. Конечно, в относительно благополучных регионах больших проблем возникнуть не должно. Гораздо сложнее придется тем регионам и городам, где велико количество непригодного жилищного фонда.

Что касается федерального финансирования подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», то оно началось еще до ее официального утверждения — в 2001 году. Однако ведется оно мизерными суммами: в прошлом году на всю Российскую Федерацию выделено 45 миллионов рублей, в нынешнем — 65 миллионов.

Конечно, эти средства, как следует из подпрограммы, рассчитаны на условие софинансирования из бюджетов всех уровней. В прошлом году эти условия составляли пропорцию 50 на 50 процентов, в нынешнем их ужесточили до соотношения 30 процентов из федерального, 70 — из местных бюджетов. Фактически из федерального бюджета каждому региону перепадает от 1 до 3—4 миллионов рублей. Внебюджетные же средства, которых в соответствии с требованиями подпрограммы должно набираться порядка 40 процентов от всего объема необходимых денег, пытаются добывать сами регионы. У кого что получится — покажет время. Общий же уровень выделяемых средств из федерального бюджета сегодня меньше одного процента от потребного. Это — самая затратная из всех подпрограмм, входящих в состав программы «Жилище», а потому идет она туго и очень медленно.

Однако она — и самая важная: ведь над страной реально нависла угроза утратить немалую долю жилищного фонда!

Михаил ЗИБОРОВ.

 

О том, как проблема переселения из ветхого и аварийного жилого фонда решается в Томске, читайте в материале на стр. 9.

 

 

Врез 1:

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

 

– общая площадь ветхого и аварийного жилья в стране превышает 65 млн кв. метров, что составляет около 2,5 процента жилищного фонда Российской Федерации;

– более 8 млн кв. метров составляет аварийный фонд;

– в ветхом и аварийном жилье проживает более двух миллионов россиян;

– за прошлый год по ветхости и аварийности из эксплуатации выбыло около 2,2 млн кв. м жилья;

– на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в целом по стране необходимо около 160 млрд рублей;

– подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» предусматривает на период до 2010 года выделение средств в размере 32 млрд рублей;

– в соответствии с подпрограммой до 2010 года из аварийного жилищного фонда будет переселено около 421 тысячи граждан.

Врез 2:

Пока верстался

номер

 

На селекторном совещании в Госстрое России, где подводились итоги работы строительного и жилищно­коммунального комплексов России, первый заместитель председателя Госстроя России Сергей Круглик сообщил, что проектом бюджета на 2003 год предусмотрено увеличение средств, выделяемых на реализацию подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», более чем в 20 раз по сравнению с 2002 годом. Напомним, что в текущем году на реализацию подпрограммы из федерального бюджета было выделено лишь 65 млн рублей.

 

 

 

 

 

 




Хотите узнать больше? Найти все про Из каждых двух построенных домов один отнимет ветхое жилье - такова неумолимая статистика ветшания жилищного фонда в России.


Также в этой рубрике:
 
Жилстрой в застое. Как выйти из стагнации?
Состояние жилищного строительства в России за последние годы можно оценить не слишком лестным для экономического уха словом — стагнация. Дело в том, что заметного увеличения объемов жилищного строительства в стране не происходит: за год вводится, как правило, немногим более 30 — 32 миллионов квадратных метров. Почему не происходит существенного увеличения объемов жилстроя? Каковы истинные потребности нашего населения в жилье?
Томск: грустная новь старинных фасадов
В чем секрет притягательности старых городов? Может быть, в выборе места — на холмах, на высоком берегу реки, открытом навстречу солнцу и ветру? Может быть, в неуловимой ауре тысяч ушедших мыслей и жизней — гораздо более древних, чем самые старые памятники истории и культуры? Может быть, в милых старинных особнячках, где, кажется, совсем недавно звучала музыка в бальной зале, горели свечи, отражаясь в окнах и освещая дивное кружево портиков и наличников?..
 

i-Stroy.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2020 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(495)925-35-25