Главная/ ЖКХ/ (страница 91)/

Тезисы доклада руководителя Росстроя С.И. Круглика на Всероссийском селекторном совещании по вопросу: «О подготовке предприятий ЖКХ субъектов Российской Федерации к работе в осенне-зимний период 2005/06 года».

Материалы селекторного совещания министра регионального развития России 17 августа 2005 г.

ТЕЗИСЫ
доклада руководителя Росстроя С.И. Круглика на Всероссийском селекторном совещании по вопросу: «О подготовке предприятий ЖКХ субъектов Российской Федерации к работе
в осенне-зимний период 2005/06 года»

17 августа 2005 года

Уважаемый Владимир Анатольевич!
Уважаемые участники совещания!

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, и в частности сформированный при Агентстве оперативный штаб, продолжает отслеживать ситуацию за ходом подготовки жилищно-коммунальных комплексов субъектов федерации к предстоящему осенне-зимнему периоду.
Членами оперативного штаба с целью мониторинга положения дел осуществлены поездки в Ульяновскую, Кировскую, Курскую, Орловскую, Рязанскую, Курганскую и Ивановскую области, Алтайский край, Республику Карелия и ряд других регионов. Как показывают материалы выездных проверок, данные Ростехнадзора и Государственных жилищных инспекций, обобщенная информация государственной статистической отчетности, поступающая в диспетчерский отдел Росстроя, за минувший месяц: с 1 июля по 1 августа – суммарный показатель готовности ЖКХ вырос на 22% и составил 50,6%.
Более высокие темпы работ отмечаются в Приволжском (55,5%), Центральном (55%) и Уральском (54,9%) федеральных округах. Совокупный показатель готовности свыше 55% достигнут в Республиках Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия и Тыва, Свердловской, Курской, Орловской, Московской, Ярославской, Тульской, Кемеровской, Кировской, Оренбургской, Пермской, Тульской и Томской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
К сожалению должен констатировать, что в ряде регионов Южного, Сибирского и Дальневосточного  федеральных округов, таких, как республики Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Бурятия, Волгоградская, Астраханская, Амурская, Сахалинская, Читинская области, Корякский и Ненецкий автономные округа, а также Псковская область не смогли обеспечить на должном уровне проведение предзимних работ и как следствие показатель готовности объектов ЖКХ в целом по России на 1,4% ниже уровня соответствующего периода прошлого года..
В разрезе подотраслей жилищно-коммунального комплекса отставание от плановых заданий отмечается:
в жилищном фонде - в Волгоградской, Сахалинской областях, Корякском АО, республиках Алтай и Саха (Якутия);
по котельным и теплоэнергетическому оборудованию - в Астраханской, Сахалинской, Читинской, Магаданской и Новосибирской областях, Корякском АО;
по готовности тепловых сетей - в Псковской, Астраханской, Магаданской и Камчатской областях, Приморском крае, Корякском, Ненецком и Усть-Ордынском АО;
по водопроводным сетям - в Республике Карачаево-Черкесия, Камчатской, Магаданской и Новосибирской областях, Корякском и Ненецком АО.
Среди субъектов Российской Федерации, руководители которых приглашены сегодня на обратную связь, особо следует отметить недостаточный уровень готовности систем жизнеобеспечения в Республике Бурятия, Алтайском крае, Кировской области, Корякском АО.
Приведу пример по Кировской области: в п. Комсомольский система теплоснабжения жилых домов не работает уже в течение 4-х лет. Сети разморожены. Бывший глава администрации района Банников за остановку котельной при прохождении отопительного периода привлечен к уголовной ответственности, но нам, как и жителям этого поселка, сейчас важно знать: будет ли тепло в эту зиму? В другом поселке - Косино Зуевского района градообразующее предприятие «Косинская птицефабрика», отапливающая поселок, для ремонта теплосетей на других участках разобрала 400 метров теплотрассы, обеспечивающей микрорайон из 6 жилых домов. Зададим вопрос руководителям, как будут обеспечиваться теплом эти дома?
В Алтайском крае, куда неоднократно командировались специалисты Росстроя, в ходе очередной выездной проверки было установлено, что контроль за выполнением предзимних работ со стороны администрации Первомайского района, и особенно города Рубцовска, практически не осуществляется. Длительное время не урегулированы отношения между администрацией города и собственником ТЭЦ, поставляющей 75% тепла. Это уже было причиной критического снижения температур в январе-феврале текущего года и многочисленных жалоб граждан. По нашей информации, не решен вопрос поставок угля на ТЭЦ, обеспечивающую теплом население города Яровое. Там прошедшей зимой также отмечалось аварийное снижение температуры теплоносителя.
Далее, по ситуации в Корякском автономном округе. К сожалению, Корякский автономный округ, который оказался кризисной территорией в прошлую зиму, продолжает вызывать беспокойство. Мы не можем не отметить, что здесь наметились определенные сдвиги в сторону стабилизации положения дел в жилищно-коммунальном комплексе, однако этого пока недостаточно, что бы была обеспечена бесперебойная поставка коммунальных услуг населению. Поэтому от региональной студии просим доклад о текущей ситуации и предпринимаемых администрацией мерах. Прошу доложить по всем вопросам подготовки ЖКХ, в том числе по наиболее сложно решаемому для автономного округа вопросу – заготовке топлива.
Хотелось бы подчеркнуть, что ответственность за обеспечение своевременных запасов топлива для объектов жизнеобеспечения лежит целиком и полностью на региональных администрациях и главах регионов.
Уже через месяц–полтора в ряде северных и дальневосточных территорий начинается сезон пониженных температур. Время на завоз топлива ограничено. По  состоянию на начало августа в целом по стране угля завезено – 43,3% от нормы, в том числе по Дальневосточному федеральному округу – 40,9%, Сибирскому ФО – 34,5%; жидкого топлива – 49,8%, по Дальневосточному федеральному округу – 51,1%, Сибирскому – 28,5%.
Среди регионов, которые неудовлетворительно формируют запасы угля - республики Алтай, Бурятия, Алтайский край, Читинская, Сахалинская, Псковская, Новгородская, Курганская, Челябинская, Калининградская области.
Серьезные отставания от графиков завоза жидкого топлива имеют республики Бурятия, Хакасия, Карелия, Алтайский и Приморский края, Читинская, Омская, Новосибирская, Новгородская, Псковская, Калининградская, Курганская области..
Должен указать на неправильную позицию ряда субъектов Российской Федерации (Республики Мордовия, Ингушетии, Белгородской и Брянской областей), не спланировавших завоз топлива для обеспечения резервирования по котельным, работающим на газе. Как показали события при отключениях электроэнергии в Центральном и Южном федеральных округах и аварии на магистральных газопроводах, отсутствие резервов  может привести к чрезвычайным ситуациям, с особо тяжкими последствиями  в условиях зимы.
В этой же связи необходимо более внимательно подходить к вопросам создания аварийного запаса материально-технических ресурсов для объектов жизнеобеспечения. Помимо чрезвычайных ситуаций природного характера, возможных энергокризисов, надо учитывать, что и внутриотраслевая ситуация с основными фондами сегодня представляет высокую техногенную опасность. Поэтому абсолютно непонятно, почему не запланированы средства на аварийные запасы в бюджетах Республики Ингушетия, Волгоградской, Саратовской, Псковской, Омской и Новосибирской областей. До настоящего времени не начато выделение средств на эти цели в республиках Мордовия, Калмыкия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, Рязанской области и Корякском АО.
Безусловно, одной из причин недостаточных темпов предзимней подготовки является отставание в финансировании из региональных и муниципальных бюджетов намеченного комплекса мер. В  большинстве регионов средства на эти цели выделены в объемах 25-35% от требуемых сумм. Всего на проведение намеченных плановых работ необходимо 81 млрд. руб., фактически выделено – 35,9 млрд. руб., на приобретение топлива для предприятий ЖКХ необходимо – 30,2 млрд. руб., фактически поступило – 15.5 млрд. руб., на формирование аварийного запаса МТР потребность – 2,1 млрд. руб., фактически поступило – 917 млн. руб.
Наиболее сложное финансовое положение в Республиках Алтай, Калмыкия, Ингушетия, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Амурской и Читинской областях, где на подготовку ЖКХ к зиме выделено  менее 20% от запланированного.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля т. г. №1053-р бюджетам субъектов Российской Федерации были выделены дотации в общей сумме 5 млрд. рублей на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 43 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год». Эти средства не имеют целевого назначения и могут направляться на подготовку объектов жилищно-коммунального комплекса к предстоящему зимнему сезону (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.06.2005 №06-05-01/3-10). Поэтому, учитывая сложившуюся в ряде регионов напряженную ситуацию по  выполнению запланированных мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к зиме,  мы считаем необходимым в указанных регионах в первоочередном порядке направить полученные средства на проведение предзимних работ, в том числе на закупку топлива. Прошу в ближайшее время проинформировать Росстрой об объемах средств из суммы выделенных дотаций, направленных на подготовку жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе селекторных совещаний Росстрой неоднократно обращал внимание региональных руководителей на тот факт, что главные резервы лежат в области проведения на местах сбалансированной тарифной и бюджетной политики. Я еще раз хотел бы обратить внимание участников совещания на бюджетно-финансовое планирование в ЖКХ.
Анализ соблюдения региональных стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг по субъектам федерации, вызываемым на обратную связь,  показывает, что в 5 регионах этот показатель выше федерального стандарта. Наибольшее превышение стоимости по сравнению с федеральным стандартом в Корякском автономном округе (на 30 руб.), Республике Адыгея (на 11,8 руб.), Ивановской области (на 7,9 руб.) Совпадает с установленным федеральным стандартом стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам в Республике Бурятия. В Иркутской области стоимость жилищно-коммунальных услуг ниже федерального стандарта на 8,1 руб.
Должен сказать, что, в отличие от ситуации, имевшей место несколько лет назад, сегодня наметилась тенденция к сближению подходов в области тарифной политики, проводимой на уровне региона и на местах. В большинстве муниципальных образований стандарт уровня оплаты гражданами услуг приближается к региональному стандарту. На текущий момент он уже оставляет 85,5%. 
В то же время, пока остается актуальной проблема выпадающих доходов предприятий отрасли. Принятие бюджетов в отрыве от устанавливаемых цен и тарифов ведет к убыточному функционированию предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса. Во многом это объясняется существенным ростом тарифов на ЖКУ за период с начала года. Платежи граждан увеличились на 31,3%, или на 131,2 руб. на одного человека в месяц. Соответствующий рост тарифов не нашел во многих регионах адекватного увеличения объемов бюджетного финансирования. Таким образом, в среднем за месяц по России объем недофинансирования предприятий и организаций отрасли увеличился и составляет около 7 млрд. руб.
Соответственно отмечается рост кредиторской и дебиторской задолженности. Сегодня кредиторская задолженность в отрасли составляет  335,5 млрд. руб., что на  28 млрд. руб. выше по сравнению с началом года.  Дебиторская задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги сложилась в объеме 314,8 млрд. руб., при 268,1 млрд. руб. в начале года. Так, например, в Алтайском крае кредиторская задолженность возросла на 1,8 млрд. рублей (с 7,3 млрд. руб. до 9,1 млрд. руб.), а дебиторская задолженность - на 1,2 млрд. руб. (с 3,1 млрд. руб. до 4,3 млрд. руб.)
Нам всем известен из СМИ пример города Бирюсинска Иркутской области, где основные функции жизнеобеспечения (отопление, водоснабжение, канализация) осуществляет «Бирюсинский гидролизный завод». Работники завода, находящегося на грани банкротства, пошли на крайнюю меру – голодовку. 10 тысяч жителей города могут остаться зимой без тепла.  В этой же области в бюджете г. Бодайбо и соответствующего района отсутствует расходная статья на оплату коммунальных услуг бюджетных организаций, а также на возмещение оказанных населению льгот и субсидий. Сам бюджет до настоящего времени не принят из-за значительного дефицита. Средств для подготовки к отопительному сезону нет.
Нельзя не остановиться на ухудшении показателя собираемости платежей граждан, он сократился на 10 % по сравнению с 2004 годом и составил 83,1%. Это характерно и для всех рассматриваемых регионов. В данном случае слабым оправданием является утверждение, что к концу года активность граждан по оплате всех услуг, включая ЖКУ, повышается. Задачей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является работа с населением по сокращению долгов. Пользуясь случаем, следует отметить, что отрасль ежемесячно недополучает 4,8 млрд. руб. только вследствие несвоевременной оплаты фактически оказанных услуг.
Среди рассматриваемых регионов самая низкая собираемость в Корякском АО – 17%; в Республике Бурятия – 72,2 %, в Республике Адыгея – 78,2 %. Причем, например в Корякском АО фактический сбор денежных средств за ЖКУ сократился более чем на 33% по сравнению  с концом прошедшего года. Почему? Это такой эффект от повышенного внимания федерального центра? Или у вас губернатор Логинов лично занимался сбором средств с населения. Не стало Логинова – нет и собираемости платежей?
До сих пор продолжается практика недофинансирования затрат предприятий на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и субсидий малообеспеченным семьям. По предварительным данным Росстроя, расходы предприятий отрасли на социальную защиту граждан при оплате жилья и коммунальных услуг в первом полугодии текущего года составили 57 млрд. рублей, при этом покрытие затрат на предоставление субсидий составило 85%, льгот – 75%. Бюджетные долги за предоставленные льготы и субсидии в целом по России составили 12,4 млрд. рублей.
Если в Ивановской,  Кировской областях, Республике Адыгея затраты и по льготам, и по субсидиям предприятиям возмещены практически полностью, то в Иркутской области  возмещение по льготам и субсидиям составило  только 58%,  в Корякском автономном округе – 52% по субсидиям и 56% по льготам. В итоге предприятия ЖКХ Иркутской области недополучили свыше 400 млн. рублей, Корякского автономного округа – 8,5 млн. рублей. Это как раз и есть тот финансово-экономический фон, на котором ведется подготовка отрасли к зиме, осуществляется создание запасов топлива и материально-технических ресурсов.
Поскольку вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению федеральных и региональных органов власти,  надо двигаться навстречу друг другу в решении и урегулировании этих проблем. Напоминаю, что до конца текущего года необходимо завершить работу по переходу на предоставление бюджетных средств на льготы и субсидии напрямую гражданам через систему банковских счетов. В рамках разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами регионы вправе решить данный вопрос самостоятельно.
Я должен еще раз вернуться к вопросу о полномочиях и ответственности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Работа с потребителями услуг и контроль за качеством поставляемых услуг – прерогатива муниципальных органов власти. Муниципалитеты совместно с региональными органами власти отвечают за соблюдение сроков подготовки жилищно-коммунального комплекса к зиме. На региональных органах власти лежит ответственность за своевременную заготовку топлива. Субъекты Российской Федерации совместно с федеральным центром несут полномочия по обеспечению социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесены к вопросам местного уровня. Как вы знаете, в первом чтении принят закон о продлении срока реализации муниципальной реформы. Тем не менее, в ряде регионов мероприятия начаты и уже проведены. Они имеют законную силу. Надо отдавать отчет в том, что в условиях трансформации   государственной  системы управления жилищно-коммунальным комплексом ЖКХ муниципальных образований больше не является объектом государственного управления. Путаница, с которой мы то и дело сталкиваемся на местах, должна быть устранена. Я хочу обратиться конкретно к администрации Амурской области. В Мазановском районе области до настоящего времени не решен вопрос собственника объектов коммунальной инфраструктуры в п. Новокиевский Увал, подготовка к зиме в поселке еще не начиналась.
Мы знаем, что в Ставропольском крае и Новосибирской области проводится эксперимент по ускоренному проведению реформы местного самоуправления. Хотелось бы обратить внимание представителей администраций этих субъектов федерации на необходимость четкого распределения полномочий, ответственности и закрепления права собственности на объекты жилищно-коммунального назначения. Эти организационные аспекты будут важны не только в процессе подготовки хозяйства к зиме, но и при непосредственном обеспечении функционирования объектов в зимних условиях.
 
Таким образом, я формулирую основные задачи органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, которые сегодня стоят в рамках подготовки жилищно-коммунального комплекса страны к осенне-зимнему периоду:
1. - принять исчерпывающие меры по ликвидации отставания и завершению подготовки подведомственных объектов ЖКХ и жилищного фонда к работе в осенне-зимний период 2005/06 года, создать на них необходимый запас топлива;
2. - обеспечить концентрацию имеющихся финансовых ресурсов на выполнение задач по подготовке к зиме и их целевое использование;
3. - осуществить комплекс мер по улучшению расчетов за потребляемые подведомственными организациями, населением, прочими потребителями топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги;
4. - принять меры по ликвидации задолженности по выплатам заработной платы работникам предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
5. – урегулировать имущественные отношения по объектам жизнеобеспечения, обеспечить при необходимости заключение соответствующих договоров с собственниками коммунальных объектов;
6. - провести корректировку и утверждение схем взаимодействия организаций при устранении аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики.

В заключение позвольте мне несколько слов по вопросу, прямо не относящемуся к проблемам зимней эксплуатации, но очень актуальному в связи с вступлением в силу нового Жилищного кодекса. Жилищный кодекс дал возможность собственникам жилых помещений самостоятельно выбирать способ управления многоквартирными жилыми домами. Этим правом они должны воспользоваться до 1 марта 2006 года. До этого срока никакого давления на собственников помещений не должно быть, только убеждение.
Однако практика показывает, что есть примеры, когда в отдельных случаях не граждане выбирают способ управления, а им его навязывают опять-таки местные органы власти, муниципальные предприятия ЖКХ, пользуясь неосведомленностью, отсутствием правовых знаний у большинства граждан. Такая практика недопустима. Усилия необходимо направить на проведение широкой разъяснительной работы, в том числе через местные СМИ. Выбор эффективного способа управления многоквартирным домом  в конечном итоге позволит снизить риск возникновения аварийный ситуаций в жилых зданиях, в том числе в зимний период. Надо воспитывать заинтересованность и повышать ответственность непосредственно жильцов.

Благодарю за внимание.


 

по материалам I-STROY.RU
17 августа 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Тезисы доклада руководителя Росстроя С.И. Круглика на Всероссийском селекторном совещании по вопросу: «О подготовке предприятий ЖКХ субъектов Российской Федерации к работе в осенне-зимний период 2005/06 года».


Также в этой рубрике:
 
Вступительное слово Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Яковлева на Всероссийском селекторном совещании по вопросу "Ход подготовки жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации к работе осенне-зимний период 2005/06 г."
Материалы селекторного совещания министра регионального развития РФ 17 августа 2005 года.
Заключительное слово министра регионального развития Российской Федерации В.А. Яковлева на Всероссийском селекторном совещании по вопросу «Ход подготовки жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации к работе осенне-зимний период 2005/06 года»
Селекторное совещание министра регионального развития РФ 17 августа 2005 г.
 

i-Stroy.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2021 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(495)925-35-25