Главная/ Госдума РФ и Совет федерации/ Экспертный совет при Комитете Государственной Думы РФ/ Экспертный совет по ЖКХ/ Новости ЭС/ (страница 2)/

Итоги работы органов государственного регулирования в 2007 году

Выступление, в рамках рабочего совещания Федеральной службы по тарифам, Заместителя председателя Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, Председателя Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству Хесина М.Я

Депутаты Государственной Думы пятого созыва, как и депутаты предыдущих созывов считают важнейшим направлением своей деятельности формирование законодательной базы для регулирования деятельности организаций коммунального комплекса.
Как хорошо известно, присутствующим на этом совещании, после 1999 года рост цен и тарифов на услуги ЖКХ для населения значительно превышает рост цен на товары повседневного спроса, и это стало серьезной, а иногда и неподъемной нагрузкой для бюджета граждан. В то же время практически не наблюдается повышения качества жилищно-коммунальных услуг, что вызывает справедливые нарекания граждан.
При этом стремительный рост доходов организаций ЖКХ от реализации услуг, превысивший 1,5 триллиона рублей в год, имеет место одновременно с опережающим ростом расходов на оказание этих услуг.
То есть рост тарифов не влечет за собой улучшения финансового состояния организаций ЖКХ. Сколько бы средств в отрасль не поступало, все равно их не хватает и финансовый результат один и тот же - «убытки», которые составляют десятки миллиардов рублей в год, и рост кредиторской задолженности организаций ЖКХ.
Иначе говоря, этот сектор экономики ведет себя, как своего рода «черная дыра». Вклад роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составляет не менее четверти общей инфляции на потребительском рынке. Без наведения порядка в системе формирования и регулирования тарифов на ЖКУ невозможно добиться снижения инфляции вместо нынешних 11%, до уровня хотя бы в 4-6 %, при котором в промышленность (реальный сектор экономики) могут пойти инвестиции.

С чем связано раскручивание инфляционной спирали в сфере ЖКХ? Ответ очевиден. Отношения в этом секторе носят нерыночный характер. Поставщики основных и самых дорогих коммунальных услуг: обеспечение зданий теплом, горячей и холодной водой - это локальные монополисты. Надежды на то, что в тепло- и водоснабжении скоро появится конкурентная среда, мало реальны. Но такими же локальными монополистами ощущают себя и организации, предоставляющие потенциально конкурентные виды услуг, в частности жилищные услуги: вывоз бытовых отходов, уборка подъездов, лестниц, дворовых территорий, текущий ремонт.
Отсюда вывод: любые монополии, пусть и локальные, должны регулироваться государством. Только четкая система контроля экономической обоснованности тарифов и расходов способна увязать финансовые потребности организаций ЖКХ и возможности оплаты их услуг населением. Иными словами, государственное регулирование в коммунальном хозяйстве - это и защита граждан от перекладывания на семейные бюджеты издержек неэффективного хозяйствования организаций коммунального комплекса.
За последние четыре года сделаны первые серьезные шаги для подлинного реформирования жилищно-коммунального сектора экономики. Государственной Думой приняты законы, направленные с одной стороны на усиление государственного регулирования этого сектора, а с другой на привлечение частного капитала к управлению жилищным хозяйством, создание условий для развития конкуренции, модернизации коммунальных систем жизнеобеспечения и повышения качества услуг населению.
Это новый Жилищный кодекс, Федеральные законы «О концессионных соглашениях», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Однако Правительство Российской Федерации очень сильно отстает с принятием нормативных документов, обеспечивающих исполнение федеральных законов, принятых Государственной Думой для государственного регулирования деятельности организаций ЖКХ. Прежде всего, речь идет о правилах установления экономически обоснованных тарифов, об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, о порядке контроля за соблюдением экономической обоснованности цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Такой документ готовится более трех лет, вначале Минрегионом России, сейчас ответственным является Минэкономразвития, но до сих пор он не принят. Надеемся, что в течение этого года такое постановление будет принято.
Именно из-за отсутствия установленного Правительством порядка оценки экономической обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги депутатами Государственной Думы в конце 2005 года был разработан и принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 26 декабря 2005 года №184-ФЗ. Этим законом временно до 1 января 2009 года чисто административным путем, путем установления предельных индексов решалась проблема ограничения платы для конечных потребителей жилищно-коммунальных услуг. Прежде всего, в отношении тех видов услуг, плата за которые в условиях отсутствия приборов учета, исчисляется из расчета на одного проживающего, либо исходя из площади жилого помещения. Именно эти платежи являются наиболее трудно контролируемыми и вносят наибольший вклад в инфляцию. В результате удалось снизить темпы роста тарифов на ЖКУ в среднем по России с 32% в 2005 г. до 15% в 2008 году.
Когда Государственная Дума устанавливала, что нормы Закона 184-ФЗ, ограничивающие рост тарифов предельными индексами, действуют до 1 января 2009 года, депутаты исходили из того, что этот срок достаточен для налаживания системы государственного контроля за экономической обоснованностью тарифов ЖКХ. Кроме того, временность системы чисто административного регулирования давала сигнал бизнесу о целесообразности частных инвестиций в коммунальное хозяйство, в том числе в режиме концессий.
Что мы имеем сегодня, в последний год, когда действуют предельные индексы?
Правил установления экономически обоснованных тарифов по-прежнему нет. Существует реальная опасность скачка тарифов с нового года.
Хотелось бы понять, каким документом будет обосновываться плата за присоединение к тепловым сетям новых строящихся зданий. Сегодня в этом вопросе царит полный произвол. Ко мне, как депутату, поступают письма о совершенно произвольных расценках, которые устанавливают локальные монополисты в сфере теплоснабжения, например в Москве.
По мнению депутатов Государственной Думы, уровень тарифов уже сегодня позволяет организациям ЖКХ работать рентабельно. Установление предельных уровней роста тарифов должно стимулировать организации ЖКХ к снижению производственных затрат, повышению экономической эффективности производства товаров и оказания услуг и применению энергосберегающих технологий.
Поэтому вопрос о продлении срока действия предельных индексов еще на год неизбежно становится на повестку дня.
И вообще справедливое тарифное регулирование в отношении организаций коммунального комплекса - это первая важнейшая задача реформы жилищно-коммунального хозяйства.


Вторая важнейшая задача реформирования жилищно-коммунального хозяйства для всех уровней законодательной и исполнительной власти - это переход к экономически обоснованным и справедливым платежам населения за коммунальные услуги на основе повсеместного внедрения приборов учета.
Переход на оплату не по нормативам потребления, а по приборному учету - это краеугольный камень всей реформы. Любые принимаемые сегодня меры по внедрению рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будут иметь необходимый результат только тогда, когда любой гражданин знает фактический объем потребляемых услуг и может сам регулировать свое потребление и платежи. В противном случае плата за коммунальные услуги будет продолжать расти теми же темпами, и граждане будут, как и сегодня, выражать свое возмущение.
Стоит заметить, что и по монопольным и по конкурентным видам жилищно-коммунальных услуг мы до недавнего времени имели примерно тот же процент роста тарифов и платежей населения. Исключение составляли тарифы на электроэнергию и сетевой газ, где рост тарифов в среднем за последние годы был ниже.
Здесь следует учитывать, что потребление электроэнергии легко контролируется при стопроцентном обеспечении населения электросчетчиками. В сетевом газоснабжении также относительно просто вести учет потребления хотя бы до ввода в жилые здания, а утечки газа в сетях в отличие от воды легко обнаруживаются надзорных службах. Во всех остальных случаях цена услуги для населения есть произведение тарифа на нормативы потребления. По теплу нормативы потребления привязаны к площади помещения, по воде к числу жильцов. Эти нормативы могут местными властями корректироваться, и в результате рост тарифов ограничен только платежеспособностью населения.
Депутаты Государственной Думы получают сотни писем по вопросам тарифов и оплаты коммунальных услуг. В ряде писем граждане детально анализируют различия в оплате, например, тепла и горячего водоснабжения в соседних зданиях. Например, в в городах Ростовской области, в зданиях, где стоят приборы учета, удельное потребление тепла на единицу площади оказывается в четыре раза ниже, чем там, где расчет потребления идет по нормативу.
И, наконец, третья важнейшая задача - это преодоление низкой энергоэффективности экономики, в том числе и жилищно-коммунального хозяйства. Энергосбережение является сегодня важнейшим (возможно единственным) механизмом ограничения роста платы населения за коммунальные ресурсы - тепло, газ, воду, электричество, потребление которых в российских жилых домах в 1,5-2 раза выше, чем в зарубежных странах с аналогичным климатом.
В России сегодня лишь 15% жилья (за исключением учета электроэнергии) оснащены общедомовыми приборами учета потребляемых ресурсов. Это важнейшая задача, от решения которой зависит не только сохранение энергоресурсов страны, но и бремя платежей граждан, обоснованность доходов поставщиков энергоресурсов, расходы бюджетов, темпы инфляции. Более того, совершенствование правил тарифного регулирования теряет эффективность в условиях определения объемов потребленных ресурсов по нормативам потребления.
Требуется принципиальное изменение позиции, а именно: требуется установить правила «понуждения» к выполнению указанной нормы, а также дать инструмент, позволяющий привлечь средства на оснащение потребителей приборами учета. Таким инструментом может стать институт энергосервисных компаний (устанавливают, владеют и эксплуатируют все виды счетчиков количества ресурсов, гарантируют качество измерений, готовят счета для оплаты ресурсов, возмещают свои затраты через платежи потребителей услуг биллинга). Государственная поддержка перехода к приборному учету при предоставлении услуг должна быть дополнением к рыночным механизмам решения этой проблемы. Без массового внедрения приборов учета стимулирование энерго- и ресурсосбережения невозможно.
Отсутствие необходимых финансовых средств в местных бюджетах препятствовало быстрому решению этой проблемы, особенно в отношении старого жилого фонда. Сейчас положение начинает меняться.
Депутатами Государственной Думы по поручению Президента России В.В.Путина разработан и принят Федеральный закон от 27 июля 2007 года №185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», направленный на реформирование жилищно-коммунальной сферы, решение проблем капитального ремонта жилищного фонда, ликвидации аварийного жилья. В своей деятельности Фонд будет оказывать финансовую поддержку мероприятий в субъектах Федерации по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Одним из условий предоставления субъектам Федерации финансовой поддержки на вышеуказанные цели будет являться наличие региональной адресной программы капитального ремонта, включающей в себя, в том числе, установку приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа, электроэнергии).
Не решив проблем энергоэффективности старого жилья, мы можем встать перед проблемой нехватки первичных энергетических ресурсов для нового строительства. Поэтому государство не должно допускать эксплуатацию оборудования, инженерных систем, зданий и сооружений, если они по существу уничтожают энергоресурсы страны.
Задачи повышения энергоэффективности экономики требуют дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере. Необходимо внести изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» (статья 7) в части дополнения содержания технических регламентов требованием обеспечения - энергосбережения (или энергоэффективности). Это соответствует смыслу статьи 6 Закона - цели принятия технических регламентов - защита здоровья и имущества граждан. В ином случае, нормы по энергосбережению в строительстве и ЖКХ могут быть только для добровольного применения, что представляется недопустимым.
Одновременно следует внести изменения в Закон «Об энергосбережении», в которых установить требования энергоэффективности для основного оборудования и технологий ЖКХ, предельные сроки перехода на приборный учет потребляемых ресурсов и т.д. Надо признать, что Закон «Об энергосбережении», призванный оградить экономику от расточительности и «дедовских» технологий в отношении энергоресурсов, практического результата не достиг. Большинство норм закона «Об энергосбережении» фактически носят рамочный характер. Закон не содержит необходимых требований к мерам стимулирования энергоэффективности, не определяет механизмы финансирования программ энергосбережения, не учитывает особенности энергосбережения в организациях бюджетной сферы, не устанавливает меры административного и экономического воздействия на юридических и физических лиц в случаях нерационального потребления энергетических ресурсов. Декларативность многих положений этого закона вызвана, по-видимому, тем, что этот закон был принят в 1996 году, когда баррель нефти стоил около 10 долларов и, конечно, вопрос энергосбережения не был столь актуален, как сейчас, когда цены на энергоносители выросли в 7-8 раз.
Для стимулирования участия жильцов в реновации зданий следует предусмотреть возможность налогового вычета из доходов граждан их расходов на осуществление энергосберегающих мероприятий, и других расходов на капитальный ремонт. Для этого потребуется внести изменения в Налоговый кодекс РФ. То же самое следует применить при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, исключив из дохода граждан их расходы на капитальный ремонт жилья.
Перечисленные выше задачи совершенствования законодательной базы технологической модернизации жилищно-коммунального хозяйства останутся в центре внимания Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям. Для успешной законопроектной деятельности Комитета создан Экспертный совет с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей региональных администраций, видных предпринимателей, ученых и специалистов.
Приглашаю присутствующих к сотрудничеству в области регулирования организаций ЖКХ.

Благодарю за внимание.

 

по материалам i-stroy
04 апреля 2008



Хотите узнать больше? Найти все про Итоги работы органов государственного регулирования в 2007 году


Также в этой рубрике:
 
Комитет Шаккума будут консультировать эксперты по ЖКХ
"Вышел в свет" релиз об утверждении положения об Экспертном совете по ЖКХ при Комитете ГД РФ по строительству и земельным отношениям. Сегодня релиз был выслан в СМИ. Теперь общественность может познакомиться с основными параметрами работы Экспертного совета.
Некоторые вопросы технического регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса по водоснабжению и водоотведению
 

i-Stroy.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2020 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(495)925-35-25

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2020 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
сейчас 26.09.2020 17:05,
страница Итоги работы органов государственного регулирования в 2007 году - Новости ЭС строительного портала i-Stroy