Главная/ Каналы/ Статические/ Новости строительного рынка/ (страница 16)/

Реформирование жилищно-коммунального комплекса через локализацию систем жизнеобеспечения населения (Олег Алексеевич Жаров, генеральный директор АНО НПО «Эколлайн», д.э.н., к.ф.-м.н., профессор г. Ярославль)

- Среди многообразия трудно решаемых задач жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) РФ, основными остаются проблемы водоснабжения, водоотведения, тепло- и энергоснабжения, а также проблема утили­зации твердых бытовых отходов.

- Среди многообразия трудно решаемых задач жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) РФ, основными остаются проблемы водоснабжения, водоотведения, тепло- и энергоснабжения, а также проблема утили­зации твердых бытовых отходов.

Вопрос о реформировании жилищно-коммунального хозяйства в России уси­ленно обсуждается уже несколько лет как на ведомственном, так и на правительст­венном уровне, при полном отсутствии ка­кого-либо научного обоснования. Главную свою задачу «реформаторы» видят, как правило, в «латании дыр» трубо- и тепло­проводов и увеличении бюджетных ассиг­нований с одновременным увеличением стоимости услуг для всех систем ЖКК.

С нашей точки зрения проблема эта мо­жет быть решена на основе принципиаль­но нового подхода, который привел бы в кратчайшие сроки к существенным преоб­разованиям в системе ЖКК, не усугубляя и без того тяжелое материальное состоя­ние малообеспеченной части населения России, составляющей более 80% ее жите­лей. Устаревшая система, устаревшие технологии, устаревшие материалы и обо­рудование - все это при замене и ремонте требуют таких капитальных вложений, которые в сложных экономических усло­виях являются абсолютно нереальными.

Нужен новый подход, основанный на се­рьезном анализе, и создание научно обос­нованной концепции реформирования ЖКК.

Известно, что более 70% водоисточни­ков централизованного питьевого водо­снабжения являются открытыми и поэто­му испытывают огромную техногенную нагрузку из-за отсутствия надежных сис­тем водо- и газоочистки промышленных предприятий. Не рассчитанные на такие нагрузки барьерные функции систем водоподготовки в отношении ионов тяжелых металлов, хлорорганических соединений, фенолов, нефтепродуктов и других распространенных загрязнений существенно ослаблены.

Водопроводно-канализационное хозяйство до­статочно быстро устаревает, т.к. проведе­ние текущего ремонта в условиях, сложившихся в России в последние годы, являет­ся экзотикой. Кроме того, по мере продви­жения к потребителю из-за плохого состо­яния сети вода получает вторичные за­грязнения, контролировать которые суще­ствующая система ЖКК не в состоянии.

Не в лучшем положении находится сис­тема теплоснабжения.

Многие российские города на перекрестках, при въезде во дво­ры, на набережных и парковых зонах «ук­расились» теплосетями с П-образные ком­пенсаторами, которые обезображивают архитектурную композицию города. Убогий вид наружных сетей при их большой про­тяженности и отсутствии теплоизоляцион­ного покрова приводит к громадным поте­рям тепла. Население фактически оплачи­вает расходы тепла на обогрев улицы, а долги теплоэнергетикам растут.

Неудовлетворительное положение об­стоит с обезвреживанием твердых быто­вых отходов (ТБО). Практически во всех городах России отходы, как правило, отво­зятся на городские свалки, организован­ные без соответствующего проекта, и по­тому представляющие собой экологичес­кую мину замедленного действия. Такие свалки, созданные без учета каких-либо технологических требований захоронения ТБО, стали источниками постоянного вы­деления токсичного аммиака и горючего метана и сильно токсичной жидкости - фильтрата, который не только уничтожает природный ландшафт, но и, что самое опасное, отравляет водоносные горизонты, часто являющиеся источниками питьевого водоснабжения города.

Научный анализ показывает, что в современных условиях на основе достижений науки и техники це­лесообразно во многих случаях от дорого­стоящего содержания централизованных систем перейти к использованию локаль­ных систем ЖКК, себестоимость обслу­живания которых в 5-10 раз ниже центра­лизованных.

Как это ни парадоксально, но на сего­дняшний день можно сделать вывод - на­селение и юридические лица переплачи­вают ЖКК. Поэтому реальное реформиро­вание ЖКК не в повышении тарифов, а в локализации систем жизнеобеспечения.

1.1. Локальные системы теплоснабжения

Анализ эксплуатации систем тепло­снабжения позволяет сделать вывод, что централизованные системы требуют для своей эксплуатации в 5-6 раз больших за­трат, чем локальные. И поскольку в насто­ящее время более 80% жителей России об­служивается магистральным газом (в от­личие от периода 50-х годов, когда основ­ным видом топлива было твердое), можно считать, что реформирование теплоэнер­гетического обеспечения населения - чрезвычайно актуальная задача.

Создавая локальные системы тепло­снабжения, можно уйти от труб громадной протяженности, большого диаметра, не­скончаемого расхода теплоизоляционного материала (малоэффективного в условиях России), неоправданных потерь тепла, резко сократить применение экологически опасного вида твердого топлива.

Опыт показал, что затраты на создание локальных систем теплоснабжения окупа­ются в течение одного года.

Применяемые в настоящее время ло­кальные теплоагрегаты обеспечивают воз­можность обогрева от 350 до 15000 кв. м площади; они отличаются высокой надеж­ностью в течение всего периода эксплуата­ции, возможностью работы как на газообразном, так и на дизельном топливе, нали­чием встроенной системы водоподготовки, полной автоматизацией всех процессов, регулирование подачи тепла в зависимос­ти от температуры наружного воздуха.

Такими агрегатами могут быть снабже­ны как отдельно стоящие дома с практиче­ски любым числом жителей, так и тепло­пункты, обеспечивающие теплом группу домов, поселок или район города.

1.2. Обеспечение населения кондицион­ной питьевой водой

Локальные системы подготовки питье­вой воды представляют собой малогаба­ритные безреагентные установки блочного типа, монтирующиеся непосредственно на водоисточнике, коим могут быть либо во­допровод, подающий воду из какого-либо поверхностного источника (озеро, река и т.д.), либо скважина или колодец. Локаль­ные системы могут обслуживать отдельно стоящий дом, группу домов, квартал или поселок, отдельные районы города и т.д.

Современные материалы и разработанные технологии позволяют очистить пресную и минерализованную воду любой мутности и цветности, содержащую естественные за­грязнения, органические вещества, фено­лы, альдегиды, пестициды, гербициды, со­ли тяжелых металлов, ядохимикаты, ра­диоактивные и бактериальные носители до требований, предъявляемых к питьевой воде в соответствии с ГОСТ.

Количество блоков и их размеры определяются каче­ством исходной воды и требуемым количеством. Блочная система изготавливается индустриально и может иметь блок сорб­ции, блок ультра- и микрофильтрации, блок умягчения, блок обезжелезивания, блок обеззараживания и т.д. Блочная сис­тема позволяет существенно повысить ка­чество обработки исходной воды, снизить стоимость капитальных и эксплуатацион­ных затрат, повысить надежность и безотказность системы. Учитывая увеличиваю­щийся рынок предложений такого рода ус­тройств, можно беспрепятственно мини­мизировать затраты на создание подобных систем, наладить постоянное их обслужи­вание, создать условия для их совершенствования без существенных капитальных затрат.

1.3. Локальные системы очистки сточных вод

Практика показывает, что общегород­ские очистные сооружения не очищают хозяйственно-бытовые стоки до уровня ПДК рыбохозяйственных водоемов в пер­вую очередь из-за попадания в систему через канализационные колодцы поверх­ностных стоков, образующихся либо в результате осадков, либо из-за залповых выбросов неконтролируемых загрязнен­ных сточных вод промышленных пред­приятий, на прием которых такие соору­жения не рассчитаны. Большая протя­женность системы, неудовлетворительное обслуживание и отсутствие контроля при­водит к частым авариям и что особенно опасно - попадания канализационных сто­ков в системы источников питьевого водо­снабжения.

Развернувшееся в последние годы строи­тельство новых жилых массивов, а также малых коттеджных поселков требует опе­ративного решения проблемы очистки обра­зующихся хозяйственно-бытовых стоков.

Создание крупномасштабных очистных сооружений для поселков, расположенных на расстоянии 40-50 км от очистных со­оружений, технически и экономически не­целесообразно из-за роста стоимости ком­муникаций и сложностей в их обслужива­нии. Данная проблема может быть решена с помощью разработанного в России техно­логического процесса локальной биологи­ческой очистки сточных вод.

Современная технология позволяет со­здавать компактные очистные сооруже­ния либо контейнерного, либо блочного ти­па, работающие в автоматическом режи­ме, не требующие создания реагентного хозяйства и позволяющие очищать сточ­ную воду до требуемых параметров ПДК рыбохозяйственных водоемов.

В связи с многообразием предлагаемых на рынке компактных локальных систем водоочистки следует иметь в виду, что по­следние должны быть обязательно согла­сованы с местными органами Госкомпри­роды и Госсанэпидемнадзора.

1.4. Локальные системы обезвреживания твердых бытовых отходов

Проблема сбора, удаления и обезвре­живания твердых бытовых отходов в усло­виях малых населенных пунктов должна решаться с учетом климатической зоны, численности обслуживаемого населения и финансовых возможностей.

Для небольшого, удаленного от круп­ных населенных пунктов поселка с насе­лением 100-400 жителей могут использо­ваться компактные мусоросжигательные печи отечественного производства.

Для розжига такой печи используется любой вид газообразного или твердого топлива. В связи с относительно небольшой произво­дительностью печи тонкая очистка газов не обязательна, т.к. будет иметь место хо­рошее разбавление. Серьезным вкладом в развитие самосознания населения будет являться наличие селективного сбора от­ходов на начальной стадии, т.к. в печь для сжигания должны поступать отходы, не содержащие стекло, цветной и черный ме­талл. Все названные материалы легко ути­лизируются на специализированных предприятиях.

Для отдельного коттеджа или небольшо­го поселка, расположенного в сельскохо­зяйственном регионе целесообразно ис­пользование упрощенного раздельного сбо­ра ТБО. Компостируемые фракции (пище­вые отходы, смет, ботва и т.п.) укладывают­ся по специальной методике в штабеля или теплоизолированные, оборудованные аэра­цией емкости, и через два года используют­ся в качестве органического удобрения. Не­компостируемые фракции (стекло, консервные банки, пластмасса, бытовая техни­ка и др.) накапливаются в специальных контейнерах и периодически вывозятся на специальные предприятия.

В городах с населением 30-90 тыс. жи­телей, где для нужд ближних сельхо­зпредприятий имеются по­требности в компосте, целесообразно ис­пользование секционных, полностью механизированных, площадок компостирования, на которых предусматривается отбор цен­ных утильных компонентов компостирования в условиях принудительной аэрации основной массы ТБО и захоронения неком­постируемых фракций. Необходимая пло­щадь таких сооружений для города с насе­лением 60 тыс. жителей не менее 3-5 га. Вы­ход компоста - до 60% от массы ТБО, выход черного металлолома - 2-3% от массы ТБО. На эти же площадки может подаваться, наряду с ТБО, обезвоженный осадок очист­ных сооружений сточных вод города.

Для городов с населением 90-150 тыс. жителей возможно (в зависимости от со­става ТБО, потребности в органическом удобрении или тепловой энергии и ряда других факторов) строительство неболь­ших современных, полностью механизиро­ванных, мусороперерабатывающих или мусоросжигательных заводов с утилиза­цией тепла. Площадь такого завода не пре­вышает 1,5 га.

по материалам i-stroy
09 октября 2003



Хотите узнать больше? Найти все про Реформирование жилищно-коммунального комплекса через локализацию систем жизнеобеспечения населения (Олег Алексеевич Жаров, генеральный директор АНО НПО «Эколлайн», д.э.н., к.ф.-м.н., профессор г. Ярославль)


Также в этой рубрике:
 
Энергоаудит объектов непроизводственного назначения. Актуальность. Проблемы. Результаты. (Александр Авксентьевич Злобин, генеральный директор ООО «Интехэнергоаудит» г. Москва. Доклад подготовлен с участием Ирины Юрьевны Медведевой, руководителя проектов по энергоаудиту)
- В последние годы деятельность в облас­ти энергосбережения и энергетических об­следований объектов непроизводственного назначения разделяется на несколько на­правлений, которые определяются ведом­ственной принадлежностью объектов, сте­пенью их финансовой независимости, а так­же мотивацией заказчиков подобного рода работ.
«Государственная энергосберегающая политика» (Сергей Алексеевич Михайлов, руководитель Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России г. Москва)
- Повышение эффективности использо­вания топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для пе­ревода экономики страны на энергосбере­гающий путь развития - одна из приори­тетных задач государственной энергети­ческой политики. Решение именно этой задачи позволит гарантировать при прогно­зируемых темпах роста устойчивое обес­печение населения и экономики страны энергоносителями.
 

i-Stroy.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2021 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(495)925-35-25