Главная/ Москва/ Планы развития города/ (страница 4)/

Москва без москвичей

Строительный бум в центре столицы не оставляет жизненного пространства для людей

Строительный бум в центре столицы не оставляет жизненного пространства для людей

Вчера на территории комплекса "Москва-Сити" была начата закладка фундамента самого высокого небоскреба Европы. Через год здесь будет выситься здание высотой в 440 метров. Пока столичная мэрия празднует очередную победу, иностранные архитекторы предсказывают Москве апокалипсис. Если срочно не изменить ситуацию, российская столица повторит печальный опыт Нью-Йорка: весь центр Москвы окажется непригодным для проживания, и москвичам придется "эвакуироваться" в пригороды.

Не нужно проводить какие-то исследования и опросы, чтобы понять - Москва дико перенаселенный город. Он задыхается от тесноты и неорганизованности. И с каждым годом это положение только усугубляется. Стоит просто спуститься в метро. Даже в рабочие часы, когда большая часть граждан, по идее, должна трудиться в офисах и на предприятиях, на всех ветках в вагонах не протолкнуться. Та же ситуация на автомобильных дорогах: любимая тема всех московских водителей, независимо от ранга, - "пробки, и как их избежать" (что сделать практически невозможно).

То, что интуитивно понимает каждый горожанин, оказавшийся один на один с кипящим столичным котлом, почти не видят или не хотят видеть московские власти. Передел недвижимости в центре идет по пути наименьшего сопротивления: главное дом поставить, а там хоть трава не расти. Ни нормальных магазинов, ни скверов, ни тротуаров (те, что имеются, давно оккупированы машинами). Короче говоря, в Москве не учитывается элементарная инфраструктура. Так, по мнению директора Института искусствознания Алексея Комеча, "мало того, что в Москве с каждым днем утрачивается историческая среда, здесь пропадает архитектурное чувство ансамбля - новостройки расталкивают друг друга локтями, застройщики не заботятся о высотности, и посреди заповедного двора может возникнуть бессмысленный бетонный монолит". В этой оценке краеведы сходятся с современными архитекторами: центр столицы растет вверх и вниз - под землю, но организованней он не становится.

На этом фоне блекнут главные "достижения" строительного комплекса, выражающиеся в квадратных метрах застройки. Так, 9 февраля на территории комплекса "Москва-Сити" произошла закладка самого высокого здания Европы - небоскреба в 340 метров (со шпилем - 440 метров). В январе, по данным департамента строительства, в городе сдано 600 тысяч новых площадей. Но в то же самое время, по признанию главного архитектора Александра Кузьмина, приостановлены работы по возведению четвертого транспортного кольца, не будет реконструирована зона вокруг Рижского вокзала.

Правду сказать, московские чиновники и сами уловили, что при таких темпах строительства и уплотнения центра инфраструктура города просто не выдерживает. Центр перегружен машинами, которые вытеснили людей. Теперь на каждом заседании правительства, словно мантры, повторяются слова Юрия Лужкова о насущной необходимости подземных гаражей. Почти все шумные "реконструкции" вокруг Кремля (а по сути дела сносы) - гостиница "Москва", Военторг, "Интурист" - оправдывались тем, что под новыми зданиями должны возникнуть многоуровневые стоянки. Но, как показывает практика, эти элитные стоянки под элитными гостиницами для VIP-персон ситуацию не разрешают.

Самый показательный пример отношения к инфраструктуре - аэропорт "Шереметьево". Этот аэропорт, по сути, - ворота страны, и первое впечатление, которое получает от России иностранец, связано как раз с "Шереметьево". И что мы здесь имеем? Огромный, плохо сконструированный ангар, где на выходе постоянная давка встречающих и приезжающих. Добраться до аэропорта можно исключительно на такси, грязных маршрутках, куда не помещаются чемоданы, или на частниках, берущих втридорога. В результате и без того перегруженное Ленинградское шоссе становится просто непроходимым, а сам аэропорт признан одним из худших в мире.

Сравнение города с задыхающимся шоссе и хаотичным вокзалом все чаще используют западные архитекторы, приезжающие в Москву. И, как ни странно, именно от западного архитектора обозреватель "НИ" услышал сакраментальную фразу: "В советские времена мыслили системно. Планировали структуру района. Хорошие были времена". Сказал это не кто иной, как знаменитый голландский архитектор Эрик ван Эгераат, автор небоскребов в "Москва-Сити", завершающий в Москве все согласования по своему новому проекту "Русский авангард".

Эрик ван Эгераат признался, что был по-настоящему потрясен московским отношением к городской среде. Его проект, который был создан специально для района около Дома художника, предлагали переместить в другое место, куда-нибудь на окраину: мол, не все ли равно где стоять шести небоскребам? Но даже когда место было согласовано, строителей не интересовали ни подъездные пути, ни парковая зона, ни удобство пешеходных путей. "Здесь все думают о домах, но никто не думает о структуре. В конце концов, получается, что никто не думает о качестве архитектуры", - возмущался мистер Эгераат. По мысли архитектора, Москва повторяет ошибку Нью-Йорка 60-х годов. Тогда вместе с офисным бумом Манхэттен практически обезлюдел - более-менее состоятельные горожане просто покинули тесный центр и предпочли жить в пригородах. В результате лопнули многие инвестиции в строительство. Лишь когда мэрия озаботилась реальными проблемами жителей, а не квадратными площадями, жизнь центра Нью-Йорка наладилась.

Пока цены на жилье в Москве растут быстрее, чем во всех столицах мира, как-то странно думать о кризисе. Но он не так уж далек. "Я не представляю, кто будет покупать квартиры, например, на шестнадцатом этаже моего комплекса, если будет знать, что внизу его ждет хаос и безобразие, - говорит Эгераат о московских перспективах. - Надо, наконец, задуматься о базисных вещах, об основах и фундаментах жизни в городе".

по материалам Новые известия
10 февраля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Москва без москвичей


Также в этой рубрике:
 
Спальных мест нет
Москва медленно, но упорно расползается в пространстве со скоростью около одного процента в год - за последние 20 лет площадь застроенных территорий увеличилась почти на 20%. Оценив масштабы проблем, которыми чреват бесконечный рост города (нехватка дорог и необходимость в новых ветках метро, проблемы с детскими садами и поликлиниками), городские власти решили притормозить разрастание города вширь.
Самодельщина уродует архитектуру
Будущее панельного домостроения в Москве
 

i-Stroy.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2020 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(495)925-35-25

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2020 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
сейчас 11.07.2020 13:02,
страница Москва без москвичей - Планы развития города строительного портала i-Stroy