Главная/ Это интересно/ Проблемы и решения/ (страница 24)/

В реформе ЖКХ сегодня нужны другие подходы, другие нормативы регулирования.

В реформе ЖКХ сегодня нужны другие подходы, другие нормативы регулирования.Проблемы жилищно­коммунального комплекса уже приобрели характер бедствия. Тысячи людей, в результате многочисленных аварий оставшиеся без воды, тепла и электроэнергии, не в состоянии самостоятельно обеспечить себя жизненно необходимыми благами цивилизации. Не случайно столь большое внимание этим вопросам было уделено на расширенном заседании коллегии Госстроя России.

          Почему же череда коммунальных бедствий в наших городах нарастает из года в год? Существуют ли эффективные пути выхода из кризиса?

          Ответить на эти вопросы мы попросили специалиста, который многие годы отдал решению проблем жилищно­коммунального комплекса страны, бывшего в свое время председателем Государственного комитета по ЖКХ РСФСР, а ныне являющегося членом редакционного совета, руководителем Высшей инженерной школы экологии и безопасности — доктора технических наук, профессора Алексея Филипповича ПОРЯДИНА.

         — Мы все должны отдавать себе отчет, что Россия — страна с преобладанием территорий, где зима суровая, холодная и снежная. Для России зимние морозы, как и весенне­летние наводнения, – это естественные природные процессы, и мы всегда должны готовиться к их экстремальному проявлению. В общем­то специалисты жилищно­коммунальной отрасли никогда и не рассчитывали, что, к примеру, в декабре­январе будет настолько тепло, что не нужно прилагать дополнительных усилий по обеспечению населения наших городов тепло­энергоснабжением. Всегда нужно иметь в виду возможность экстремальных ситуаций в зимний период времени — критические низкие температуры, сильные снежные заносы, резкую смену погоды и т.д. И ставить перед собой вопрос: в состоянии ли инженерные системы тех или иных городов и службы обеспечения их работы выдерживать такие нагрузки?

          Обратите внимание, что все беды нынешней зимы происходят не на селе, а в городах или поселках городского типа. Безусловно, и на селе существуют проблемы, но масштабные катастрофы происходят именно там, где излишне укрупнены инженерные системы тепло­, энерго­, водообеспечения. То есть получается, что для нас чрезмерное сосредоточение населения в крупных городах и других населенных пунктах городского типа чревато многими бедами, поскольку уровень технической надежности, состояния инженерных систем и уровень гарантированного обеспечения всеми так называемыми коммунальными услугами еще очень низок (хотя я не стал бы относить к разряду услуг систему жизнеобеспечения населения). Поэтому недостаточно, как многие сейчас предлагают, залатать дыры на трубопроводах и городских коммуникациях. На самом деле прорыв трубопровода — это не причина, а следствие более глубинных причин. Переморозить внутридомовые системы теплоснабжения при разрыве наружных – нонсенс. Нет оперативности в действиях, а может быть и полная неквалифицированность.

          Этой зимой мы отмечаем символическую дату — 11 лет начала реформы ЖКХ. И надо отметить, что приватизация промышленных объектов, проведенная за этот период, сыграла негативную, хотя и не самую главную, роль в отношении жилищно­коммунальной сферы. До 1992 года 40 % всей жилищно­коммунальной инфраструктуры находилось в ведомствах — Минчермет, Минцветмет, МПС, Министерство сельского хозяйства и множество других. Каждое из них имело свое ведомственное жилье, ведомственные системы теплоснабжения, водоснабжения и коммунальную инфраструктуру. Это была государственная политика, потому что и в то время государство не было в состоянии за счет бюджетного финансирования вытянуть все коммунальные проблемы.

          Ведомства осуществляли развитие, содержание, эксплуатацию и ремонт всех принадлежащих им инженерных сетей и сооружений. На каком­то отрезке времени эта система себя оправдывала. Реформирование ее производилось постепенной передачей ведомственных объектов в ведение исполкомов местных Советов в установленном порядке. Когда же была осуществлена приватизация, ЖКХ в ведомствах осталось, по существу, бесхозным. Объекты жилкомхоза не были переданы в установленном порядке муниципальным органам управления. Таким образом, муниципальные органы оказались неподготовленными ни в материальном, ни в организационном отношении принять такую ношу.

 

         — Алексей Филиппович, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в области ЖКХ?

 

         — Та ситуация, которая сложилась с инженерным обеспечением наших городов, — это в большей степени проблема социально­экологическая. Ведь если экология включает в себя понятие «среда обитания», то отсутствие тепла, воды, света — это экологическая проблема среды обитания человека. Т.е. человек как вид сам себе создал условия, которые не дают ему возможности нормально существовать. И нельзя сводить суть существующих проблем к авариям на трубопроводах, потому что критическая ситуация сложилась во всей инженерной инфраструктуре наших городов и в системе управления ею. И усилия требуется прикладывать по всем составным элементам этой системы. Ситуация с питьевой водой и энергоснабжением тоже очень близка к кризисной. Начнется весна, паводки, затем перебои в водоснабжении летом и т.д., а там уже нужно готовиться к следующему зимнему периоду.

 

— Какие, по вашему мнению, меры должны быть приняты для эффективного решения существующих проблем ЖКХ? Каким видится долгосрочный план вывода отрасли из кризиса?

— Жилищно­коммунальная сфера должна развиваться непрерывно. Т.е. ежегодно должны осуществляться работы по модернизации систем, по поддержанию их работоспособности и ежегодно должно осуществляться приращение мощностей в этих системах. Остановка в развитии на 3 – 5 лет всегда ведет к серьезным осложнениям. За последние 10 лет этот принцип был нарушен. Не было ни должного поддержания, ни приращения мощностей. И сейчас мощности теплоэнергетические по подготовке питьевой воды не соответствуют потребностям.

          Что же касается неотложных мер по выходу из сегодняшнего кризисного положения, то прежде всего необходимо устранить ведомственную разобщенность в действиях. Т.е. все ведомства независимо от принадлежности тех или иных объектов должны участвовать в ликвидации последствий и в обеспечении нормальной жизнедеятельности населения. И такие действия должны быть узаконены соответствующими правительственными документами. Необходимо в неотложном порядке создавать службы инженерного обеспечения городов не только на муниципальном уровне, но и на уровне субъектов федерации. Наделить их соответствующими правами оказания взаимопомощи в кризисных ситуациях. Незамедлительно, начиная с апреля — мая этого года, приступить к проведению мониторинга систем инженерного обеспечения городов и других населенных пунктов и по его результатам принимать меры по устранению дефектов, недоделок и других причин, которые могут создать аварийную ситуацию. Проведение этих мероприятий позволит более или менее благополучно пережить следующую зиму.

          На федеральном уровне должна быть создана специализированная структура либо в системе Госстроя России, либо отдельно, которая могла бы координировать всю оперативную деятельность в масштабах страны. Ведь и раньше у нас возникали аварийные ситуации в области ЖКХ, но вместо нынешнего МЧС на места этих аварий выезжали специально подготовленные работники жилищно­коммунальной сферы, и была возможность маневрирования ресурсами.

 

          — Может быть, вообще имеет смысл выделить всю структуру ЖКХ в отдельное министерство или госкомитет, как это было в советские времена?

 

          — Подчеркиваю, что нужно создать оперативный орган типа Федеральной инспекции ЖКХ, поскольку методологическая, законодательная работа ведется сейчас в Госстрое. А вот оперативного руководства, направленного прежде всего на предотвращение кризисных ситуаций, нет.

          Однако надо заглядывать вперед и понимать, что всеми вышеперечисленными мерами мы можем лишь снизить остроту существующего положения, а решение проблемы в целом требует реализации иных мер. И здесь необходимо четко сознавать, что все системы ЖКХ требуют коренной модернизации, изменения принципов подхода к их устройству, эксплуатации, финансово­экономического обеспечения. Поэтому нужно срочно ставить задачу разработки проектов модернизации инженерных систем ЖКХ и их функционального обеспечения. В этой связи нужно воссоздать, разумеется, на новых принципах финансирования отраслевые институты, такие, как Гипрокоммунэнерго, Гипрокоммунводоканал, Гипрокоммунстрой и другие, потому что специфика проектирования и модернизации коммунальных систем сложна, и не каждый проектировщик с ней справится. Более того, за последнее время были разрушены не только технические, инженерные системы, но и органы управления, финансово­экономические структуры. Переход к рыночной экономике в этой сфере недопустимо затянулся. Потеряны квалифицированные управленческие кадры. И эти вопросы тоже необходимо решать в кратчайшие сроки.

 

          — Но где же взять деньги на реализацию всех задуманных преобразований?

 

          — В последнее время реформа ЖКХ зациклилась на том, делать ли стопроцентными платежи населения или нет. Вопрос поиска источников финансирования становится главным. Я убежден, что увеличение тарифов — это не выход из положения.

          Главное внимание надо сейчас сосредоточить на экономии энергетических ресурсов в системе ЖКХ. То, что мы в этой сфере имеем огромный перерасход всех ресурсов в 2 – 3 раза, уже давно ни у кого не вызывает сомнений. И я утверждаю, что даже в тех регионах, где возникли большие перебои с теплоснабжением, затраты ресурсов на одного человека больше, чем в других (даже северных) странах. А все потому, что наши системы никогда не рассчитывались с учетом оптимального использования ресурсов. Если судить по статистике роста ресурсопотребления в ЖКХ за последние двадцать лет, то можно убедиться, что в этой сфере практически реализована задача — каждому по потребности (и даже выше таковой). Продолжается расточительное ресурсопользование.

          Именно ресурсную часть надо делать главной и определяющей в реформе ЖКХ по правительственному проекту. Сколько ни обогревай атмосферу вокруг домов — теплее в них не станет. Поэтому считаю, что нужно объявить своего рода мораторий на изменение платежей населения за теплоэнергетические и водные ресурсы на определенный период времени. Установить строгий учет потребляемых ресурсов. С появлением учета потребление сократится, снизятся отраслевые затраты. Нужно просить граждан (а в России народ всегда был сознательным) платить определенное время столько же, сколько и прежде. Появятся деньги. Причем в этой схеме человек становится активным участником общего процесса выхода из кризиса. А повышение платежей до 100 % не даст кардинального решения, ведь наступит период, и надо будет платить 110 — 120 %. Деньги в этой сфере всегда будут в дефиците, пока не заработает механизм оптимизации ресурсопользования. Тем более что сейчас нет такого органа в сфере ЖКХ, который бы регулировал финансовые потоки.

          Кроме того, я предвижу, что если мы сейчас все­таки повысим платежи, то появится множество судебных разбирательств. Более того, берусь утверждать, что мы уже сегодня оплачиваем 100 % того, что реально потребляем, поскольку сейчас мы оплачиваем и те ресурсы (водные, тепловые), которые теряются по пути к потребителю (вполне официальная цифра потерь тепла по дороге от ТЭЦ к потребителю — около 30 процентов), да плюс к тому потери через ограждающие конструкции жилых домов. Несовершенство существующей системы платежей не позволяет далее повышать плату за теплоэнергетические и водные ресурсы, поскольку это приходит в противоречие с законодательством о защите прав потребителей. Мы платим за стандартные, т.е. качественные, услуги, а в большинстве случаев они фактически далеки от стандартов, например, мы платим за питьевую воду, но во многих населенных пунктах получаемая населением вода не соответствует требованиям, предъявляемых к питьевой воде! Следовательно, надо одуматься, надо взвесить, что же делать в столь сложной ситуации. Ведь стандарты, критерии качественных оценок должны действовать и в других областях коммунального хозяйства.

 

          — Алексей Филиппович, в начале нашей беседы вы заметили, что не считаете точным употребление термина «коммунальные услуги» и заменили его понятием «система жизнеобеспечения населения». Почему?

          — Услуга подразумевает наличие альтернативной формы удовлетворения потребности. Прачечная, баня, ателье, гостиничное хозяйство — это сфера услуг, потому что вы можете ими воспользоваться, а можете обойтись и без них. Но в системе тепло­, энерго­, водоснабжения современных городов такой альтернативы у жителей нет. Потому я и говорю, что это сфера не услуг, а жизнеобеспечения, здесь должны действовать другие нормативы регулирования и другой уровень ответственности.

 

          — Как вы относитесь к идее перехода от централизованных систем отопления к локальным?

          — Как я уже говорил, укрупнение, иногда чрезмерное, было нашей стратегической задачей многие годы. К чему это привело — мы сейчас видим. Поэтому дальнейшее движение и модернизация инженерных систем должны идти в сторону локализации (но тоже до определенного уровня). Недопустимы здесь резкие повороты. Нельзя оздоровить ЖКХ России по одному рецепту для всех регионов. В каждой климатической зоне нашей страны есть очень специфические условия дальнейшего развития ЖКХ, и это нужно учитывать в региональных программах реформирования.

 

           — Как вы считаете, каким образом должен осуществляться переход к рыночным отношениям в области ЖКХ?

          — Нельзя сразу внедрять рыночные отношения, в прямом смысле частный бизнес, в систему платежей населения. Другое дело — рыночная реформа в сфере ремонта и восстановления коммуникаций, инвестиций в строительство новых объектов и т.д. Взаимодействие, на мой взгляд, должно осуществляться по следующей схеме: жильцы (или кондоминиум) имеют дело с муниципальными органами, с которыми они осуществляют соответствующие расчеты. А те в свою очередь устанавливают связь с коммерческими структурами, используя бюджетные средства и средства платежей. Должны быть утверждены критерии оценки качества жилищно­коммунального обслуживания населения, достигнута полная гласность в финансово­экономических взаимоотношениях, установлена отчетность перед гражданами о выполнении взятых обязательств по проведению реформ. Но самое главное, что подвижки в этом направлении нужно делать как можно быстрее и как можно осторожнее, чтобы избежать катастрофы в жилищно­коммунальной сфере.

          — Спасибо за беседу! Надеемся, у нас будет возможность дальнейшего обсуждения этой проблемы.

 

Анастасия СЕРОВА.

25 июня 2003



Хотите узнать больше? Найти все про В реформе ЖКХ сегодня нужны другие подходы, другие нормативы регулирования.


Также в этой рубрике:
 
Опыт структурно-функциональной оптимизации Региональной системы управления земельно-имущественными отношениями в г. Санкт - Петербург
В Шереметьево построят поле для гольфа.
В Молжаниновском районе Москвы, около аэропорта Шереметьево, планируется построить самое большое в России поле для гольфа. Это предусмотрено проектом планировки жилых микрорайонов по Ленинградскому и Международному шоссе, утвержденным правительством столицы.
 

i-Stroy.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2021 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(495)925-35-25

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2021 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
сейчас 25.01.2021 07:58,
страница В реформе ЖКХ сегодня нужны другие подходы, другие нормативы регулирования. - Проблемы и решения строительного портала i-Stroy