Главная/ ЖКХ/ (страница 96)/

"Реформа ЖКХ: проблемы и решения".

"Реформа ЖКХ: проблемы и решения". Материалы пресс-конференции В.А.Аверченко и "круглого стола" "Реформа ЖКХ. Опыт Кемеровской области".

 

28 апреля в редакции газеты "Известия" состоялась пресс-конференция "Реформа ЖКХ: проблемы и решения".

 

На вопросы журналистов ответил руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Александрович Аверченко.

Одновременно с пресс-конференцией участники встречи провели круглый стол на тему "Реформа ЖКХ в действии. Опыт Кемеровской области".

В мероприятии также приняли участие:

Волков Дмитрий Иванович, генеральный директор 000 «Северо-Кузбасская энергетическая компания»;

Колесников Альберт Иванович, глава администрации г. Березовский (Кемеровская область);

Кейль Александр Александрович, начальник Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Кемеровской области;

Николаева Ирина Владимировна, вице-президент по связям с общественностью холдинговой компании «Сибирский деловой союз»

 

Волна протестов, вызванная монетизацией льгот, наглядно показала, насколько тщательной подготовки требуют так называемые «непопулярные» реформы. С 2006 года Россия должна перейти на новую систему оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства. Однако на сегодняшний день эта реформа вызывает у населения больше вопросов, чем положительных эмоций. Каким образом будут распределяться субсидии? Что такое «стопроцентная оплата» коммунальных услуг? Чем установленные тарифы отличаются от экономически обоснованных, и как они зависят от региона проживания? Это лишь малая часть вопросов, возникающих у граждан.

Между тем, в России уже есть успешный опыт проведения реформы ЖКХ в отдельно взятом населенном пункте. Новатором в коммунальной сфере стал шахтерский город Березовский Кемеровской области, который с 1 августа прошлого года перешел к адресному субсидированию и 100-процентной оплате услуг ЖКХ по установленным тарифам. Теперь областная администрация намерена перенести удачный опыт на весь Кузбасс. Примечательно, что концепция реформы ЖКХ в Березовском, которую разрабатывали специалисты «Северо-Кузбасской энергетической компании» (холдинг «Сибирский деловой союз»), предвосхитила появление постановления правительства РФ, где прописаны идентичные схемы субсидирования малоимущих граждан.

С какими трудностями пришлось столкнуться реформаторам в Кузбассе? Как на деле работает реформированный жилищно-коммунальный комплекс? Насколько больше стали платить горожане? Какими темпами движется реформа ЖКХ во всероссийском масштабе? Можно ли распространить опыт Кемеровской области на всю Россию?

Эти и другие вопросы были освещены в выступлениях участников встречи.

 

Из выступления В. А. Аверченко:

 

- Возникает политический вопрос – вопрос о социальной защите граждан. Действительно, насколько справедливо происходящее в сфере оплаты услуг ЖКЖ? Как правило, мы забываем, что том, насколько социально справедливо то, что 15 миллионов человек, источником доходов которых являются сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства – это 4,5 миллионов работников и члены их семей – в течение десятилетий недополучают из разных финансовых источников плату за те виды работ, которые они оказывают.

В прошлом, 2004 году объем жилищно-коммунальных услуг в России составил 1 триллион 65 миллиардов рублей. Это фактически более 31 миллиарда долларов. Причем за 101 миллиард услуг не заплатил никто. Ни государство, ни муниципалитеты, ни граждане. Все это легло на обветшание инфраструктуры, на ухудшение жилищно-коммунальной сферы и на снижение качества услуг. Ухудшилось финансовое положение как предприятий ЖКХ, так и конкретных работников этой сферы.

В то же время я хотел бы отметить, что в этом направлении есть позитивные тенденции. 101 миллиард – это примерно 10 процентов того объема услуг, которые были оказаны в 2004 году.

У нас есть положительный опыт многих муниципальных образований в стране. Есть положительный опыт на уровне субъектов Российской Федерации. Хотелось бы отметить здесь эксперимент двух субъектов РФ: это республика Татарстан и Тюменская область. Они провели с 1 января 2004 года 100-процентную монетаризацию льгот, перевод субсидий в денежное выражение, осуществили целый комплекс мероприятий без отрицательного социального эффекта.  Это сопровождалось гласным объяснением, это обосновывалось. И, таким образом, с 1 января 2004 года два субъекта РФ перешли на 100-процентную оплату и на 100-процентную оплату всех льгот и субсидий деньгами. И расценивать это нужно только как положительное явление. Вся эта работа нацелена прежде всего на защиту малоимущих слоев населения, на снижение нагрузки на малоимущие слои населения. На защиту интересов тех, кто по различным причинам не в состоянии нести истинное бремя стоимости коммунальных услуг.

Но эти усилия нацелены и на снижение издержек коммунального хозяйства, с тем, чтобы превратить жилищно-коммунальную сферу в настоящую, рыночную конкурентную среду. И мы видим, что в разных регионах, на разных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства – у нас 62 тысячи таких предприятий – трудится на них, повторюсь, 4,5 миллиона человек – к этим предприятиям начал проявлять интерес бизнес. Сегодня 24 процента ЖКХ обслуживают частные структуры. Количество их в 2004 году выросло, а в 2005 г., я думаю, произойдет значительный рост прихода частного капитала в управление муниципальной и государственной собственностью на рыночных условиях, на принципах финансового интереса. В этом плане очень важно направление профессиональных усилий на упорядочение системы управления предприятиями ЖКХ, на снижение издержек такого управления.

Как известно, - не могу ничего против этого возразить, - жилищно-коммунальный сектор очень затратный, чрезвычайно неэффективный сектор экономики. Но в то же время это очень емкий сектор экономики. Он в 6 раз превышает торговлю оружием в России. За прошлый год торговля оружием составила 5 миллиардов, а объем услуг в сфере ЖКХ – 31 миллиард. И это рынок, в котором население является самым добросовестным плательщикам.

К населению у специалистов практически претензий нет, за исключением маленькой доли.  Большинство населения – очень добросовестные плательщики. Другое дело в том, что не все граждане в состоянии осилить бремя коммунальных услуг. И я хотел бы еще раз подчеркнуть: роль того опыта, который, в числе прочего, накоплен и в Кемеровской области,  весьма знаменательный.

 

Наиболее интересный опыт в сфере реформирования ЖКХ накоплен в шахтерском городе Березовском, где предприятия коммунальной отрасли приватизированы, а население научилось сполна расплачиваться за предоставляемые услуги. Как оказалось, если подойти к реформе с глубоким расчетом, то перемены не только не ухудшат положения льготников, но и напротив - будут способствовать выработке эффективного механизма социальной защиты населения. Примечательно, что эта схема реформы ЖКХ выработана совместными усилиями власти и бизнеса: основную техническую и финансовую нагрузку взял на себя промышленный холдинг «Сибирский деловой союз» и входящая в его состав «Северо-кузбасская энергетическая компания».

По федеральному законодательству расходы граждан по оплате жилья и коммунальных услуг не должны превышать 22 процентов от совокупного дохода. Но и эта цифра для большинства берёзовцев выглядела слишком большой. Разработчики реформы решили применить дифференцированный подход к расчету субсидий для социально незащищенных категорий населения. В результате удалось выстроить такую адресную систему социальной поддержки, при которой наибольшие по размерам субсидии приходятся на самые неимущие слои населения, к которым относятся пенсионеры и другие льготники. После окончательных расчетов оказалось, что та часть населения, доходы которой меньше одного прожиточного минимума, будет платить за жилье и коммунальные услуги лишь 5 процентов от своих совокупных доходов. Соответственно, с возрастанием дохода увеличиваются и суммы коммунальных платежей, но в любом случае они не могут превысить 15-процентный порог от семейного бюджета. Как показала практика, этот порог оказался достаточно низким для того, чтобы большинство жителей Берёзовского, оплачивали услуги ЖКХ в полном объеме, и достаточно высоким для того, чтобы 4436 семей (или 13 тысяч человек - около четверти городского населения) получили адресные субсидии.

Едва ли не основной проблемой для местных властей при этом было составить точные пропорции всех нуждающихся в субсидиях, чтобы не обойти вниманием ни одного пенсионера или неимущего.

 

Из выступления А. И. Колесникова:

 

- Для этого в регионе введена система социальных паспортов, которая обеспечивает эффективный комплекс мер социальной защиты населения. При этом граждане с высокими и стабильными доходами полностью оплачивают коммунальные услуги, а те, кто не имеет реальных средств на оплату счетов ЖКХ, адресно поддерживаются из средств городского и областного бюджетов...

 

Кроме того, в Берёзовском на конкурсной основе были переданы в частные руки почти все предприятия ЖКХ. Система себя оправдала: приватизированная коммунальная отрасль работает надежнее и качественнее, чем прежде. Это обстоятельство сыграло значительную роль в том, что реформа прошла спокойно: горожанам показали не только фактически выросшие суммы в квитанциях на оплату жилья, но и принципиально новое качество содержания жилого сектора.

Сейчас опыт Берёзовского переносится на всю Кемеровскую область, многие населенные пункты которой уже перешли к 100-процентной оплате коммунальных услуг от установленных тарифов.

Следующим этапом реформы ЖКХ в Кузбассе должен стать переход к 100-процентной оплате рыночной стоимости коммунальных услуг.

 

по материалам I-STROY.RU
28 апреля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про "Реформа ЖКХ: проблемы и решения".


Также в этой рубрике:
 
«Деловая Россия» провела круглый стол на тему «ЖКХ в России: развитие конкуренции, механизмы инвестиций в сферу коммунальной энергетики»
Обсуждение продолжится.
В Дальневосточном федеральном округе завершена проверка обоснованности цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Полпред президента недоволен.
 

i-Stroy.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2021 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(495)925-35-25

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2021 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
сейчас 17.10.2021 11:32,
страница "Реформа ЖКХ: проблемы и решения". - ЖКХ[Жилищно-Коммунальное Хозяйство] строительного портала i-Stroy