Главная/ Законодательство/ Законопроекты/ (страница 2)/

Проект Федерального Закона "О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации"


Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы государственной поддержки судостроительной промышленности Российской Федерации в целях экономического стимулирования размещения на предприятиях и в организациях Российской Федерации заказов на проектирование, строительство и ремонт судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения, а также правовые основы привлечения в судостроительную промышленность Российской Федерации инвестиций для эффективного использования ее производственного и научно-технического потенциалов.

                                                               
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
судостроительная промышленность Российской Федерации - совокупность зарегистрированных на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности судостроительных и судоремонтных предприятий, предприятий судового машиностроения и морского приборостроения, электромонтажных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций (далее - предприятия и организации судостроительной промышленности Российской Федерации), которые осуществляют проектирование, строительство, ремонт, модернизацию, переоборудование, утилизацию судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения, а также создание для них комплектующего оборудования, приборов, вооружения и иных технических средств;
государственная поддержка судостроительной промышленности Российской Федерации - совокупность мер по обеспечению государством благоприятных экономических и правовых условий для осуществления научных исследований, проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения, функционирования и развития судостроительной промышленности Российской Федерации;
научно-технический потенциал судостроительной промышленности Российской Федерации – уровень научной, технической и технологической оснащенности предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации и обеспеченности их квалифицированными работниками.

Статья 2. Цели государственной поддержки судостроительной промышленности
Российской Федерации


Целями государственной поддержки судостроительной промышленности Российской Федерации являются:
содействие развитию экономики Российской Федерации;
обеспечение национальной безопасности государства;
развитие судоходства, промышленного рыболовства и освоение в целях добычи нефти и газа континентального шельфа Российской Федерации;
увеличение объема продукции (работ, услуг), производимой предприятиями и организациями судостроительной промышленности Российской Федерации, и соответственно поступление дополнительных средств в федеральный бюджет;
сохранение и повышение научно-технического потенциала судостроительной промышленности Российской Федерации;
повышение конкурентоспособности производимой предприятиями и организациями судостроительной промышленностью Российской Федерации продукции (работ, услуг) на мировом рынке и расширение ее экспорта;
создание системы лизинга судов, построенных на предприятиях и в организациях судостроительной промышленности Российской Федерации;
увеличение занятости населения.

 

Статья 3. Основные принципы государственной поддержки судостроительной промышленности Российской Федерации


Основными принципами государственной поддержки судостроительной промышленности Российской Федерации являются:
экономическое стимулирование предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации;
государственное регулирование развития судостроительной промышленности Российской Федерации с учетом особенностей взаимодействия предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации и предприятий и организаций других отраслей промышленности Российской Федерации;
применение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, экономического стимулирования судовладельцев, зарегистрированных на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и размещающих на предприятиях и в организациях судостроительной промышленности Российской Федерации заказы на строительство и ремонт судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения;
защита предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, причиняющего существенный ущерб судостроительной промышленности Российской Федерации.


ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 4. Государственная поддержка развития судостроительной промышленности

Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой государственной политики в области государственной поддержки судостроительной промышленности Российской Федерации:
разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации на утверждение концепцию развития Военно-Морского Флота, формирует концепцию развития гражданского флота и федеральные целевые программы строительства судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения, федеральные целевые программы развития научных исследований в области судостроения и внедрению прогрессивных технологий в производственные процессы судостроительной промышленности, а также обеспечивает реализацию указанных программ;
реализует меры государственной поддержки и экономического стимулирования предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
применяет при необходимости специальные защитные меры в отношении импорта в Российскую Федерацию продукции судостроительной промышленности, если производство аналогичной продукции может быть осуществлено предприятиями и организациями судостроительной промышленности Российской Федерации.





ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Статья 5. Меры государственной поддержки судостроительной промышленности Российской Федерации

Государственная поддержка судостроительной промышленности Российской Федерации осуществляется посредством:
проведения бюджетной и финансовой политики, обеспечивающей развитие судостроительной промышленности Российской Федерации;
предоставления предприятиям и организациям судостроительной промышленности Российской Федерации в установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке налоговых и иных льгот;
предоставления в установленном законодательством Российской Федерации порядке налоговых и иных льгот судовладельцам, указанным в Статье 3 настоящего Федерального закона, размещающим на предприятиях и в организациях судостроительной промышленности Российской Федерации заказы на строительство и (или) ремонт судов для их дальнейшей эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации, в том числе для эксплуатации на лизинговой основе;
защиты интересов предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации и судовладельцев, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона, в международных организациях;
осуществления мероприятий по реализации государственной политики в области экспорта и импорта продукции (работ и услуг) предприятиями и организациями судостроительной промышленности Российской Федерации, в том числе посредством применения импортных квот и специальных пошлин на импорт судов;
реализации мер, предусматривающих размещение заказов на ремонт (за исключением размещения заказов на аварийный ремонт), переоборудование и модернизацию судов, находящихся в собственности судовладельцев, указанных в Статье 3 настоящего Федерального закона, посредством открытых конкурсов с обязательным привлечением к участию в таких конкурсах предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации;
информационного и правового обеспечения развития судостроительной промышленности Российской Федерации.

 

Статья 6. Экономическое стимулирование предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации


В целях экономического стимулирования предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации им предоставляются следующие льготы:
в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации гарантом выполнения обязательств предприятиями и организациями судостроительной промышленности Российской Федерации (государственными унитарными предприятиями, акционерными обществами, которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей значение для обеспечения национальной безопасности государства, а также акционерными обществами, контрольные пакеты акций которых закреплены в федеральной собственности, или в отношении которых принято решение об использовании специального права государства - "золотой акции") и судовладельцами, указанными в Статье 3 настоящего Федерального закона, на основании кредитов, предоставленных иностранными государствами, российскими и иностранными инвесторами на строительство судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения, реализацию инвестиционных проектов модернизации и реструктуризации предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации, является Российская Федерация, от имени которой Правительство Российской Федерации выдает гарантии. Объем гарантируемого государством кредита на указанные цели не должен превышать 80 процентов стоимости одного судна, военного корабля, морской буровой платформы или иного плавучего сооружения различного назначения, либо инвестиционного проекта, и срок выплаты указанного кредита должен составлять не более чем восемь лет. При выдаче государственных гарантий под иностранные связанные кредиты и контракты финансового лизинга, оформленные на условиях обязательной покупки импортного оборудования и материалов, объемы закупок должны быть не более, чем 50 процентов стоимости оборудования и материалов, предназначенных для строительства или модернизации одного судна, военного корабля, морской буровой платформы или иного плавучего сооружения различного назначения. В качестве залоговых фондов при предоставлении государственных гарантий могут использоваться имущество, имущественные права предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации, в том числе акции предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации или судовладельцев, указанных в Статье 3 настоящего Федерального закона, за исключением имущества, имущественных прав предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации, которые осуществляют производство оборонной продукции и приватизация которых запрещена, пакетов акций акционерных обществ, производящих продукцию (работы, услуги), имеющую значение для обеспечения национальной безопасности государства, пакетов акций акционерных обществ, которые закреплены в федеральной собственности и не подлежат досрочной продаже;
предоставление предприятиям и организациям судостроительной промышленности Российской Федерации (в первую очередь государственным унитарным предприятиям, акционерным обществам, контрольные пакеты акций которых находятся в федеральной собственности или в отношении которых принято решение об использовании специального права - "золотой акции") или судовладельцам, указанным в Статье 3 настоящего Федерального закона, субсидий для строительства судов в соответствии с федеральными целевыми программами. Размер субсидий определяется с учетом значимости строящихся судов для Российской Федерации при условии регистрации вновь построенных судов в соответствии с законодательством Российской Федерации и эксплуатации указанных судов под Государственным флагом Российской Федерации не менее чем десять лет;
предоставление в установленном статьей 8 настоящего Федерального закона порядке предприятиям и организациям судостроительной промышленности Российской Федерации и указанным в Статье 3 настоящего Федерального закона судовладельцам, льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на имущество предприятий, а также по освобождению ввозимых ими отдельных видов продукции и товаров от таможенных пошлин;
предоставление предприятиям и организациям судостроительной промышленности Российской Федерации и указанным в Статье 3 настоящего Федерального закона судовладельцам, осуществляющим строительство и (или) лизинг судов, долгосрочных (на пять - десять лет) льготных кредитов на реализацию программ проектирования, строительства, модернизации и переоборудования судов, а также бюджетных инвестиций на модернизацию и реструктуризацию предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации. При этом льготные кредиты предоставляются на конкурсной основе при условии регистрации вновь построенных судов в соответствии с законодательством Российской Федерации и эксплуатации указанных судов под Государственным флагом Российской Федерации не менее чем десять лет;
предоставление предприятиям и организациям судостроительной промышленности Российской Федерации и указанным в Статье 3 настоящего Федерального закона судовладель-цам, осуществляющим лизинг судов, зарегистрированных на территории Российской Федерации, отсрочки выплаты кредитов, предоставленных иностранными организациями на строительство судов в соответствии с межправительственными кредитными соглашениями, на срок два - четыре года после сдачи судов заказчикам в эксплуатацию.

Статья 7. Источники финансирования судостроительной промышленности



1. Источниками финансирования судостроительной промышленности могут быть:
собственные средства заказчиков;
заемные средства;
средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемые в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Исполнение обязательств по использованию заемных средств (кредитованию) для проектирования и строительства судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения обеспечивается государственными гарантиями. Риски вследствие неисполнения указанных обязательств страхуются уполномоченной Правительством Российской Федерации страховой компанией в размерах, согласованных с предприятиями и организациями судостроительной промышленности Российской Федерации и указанным в Статье 3 настоящего Федерального закона судовладельцами. Средства для предоставления государственных гарантий предусматриваются Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.


ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 8. Внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации

Внести в порядке, установленном статьей 10 настоящего Федерального закона, изменения и дополнения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
1. В Законе Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-I “О налоге на добавленную стоимость” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 52, ст. 1871; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 23, ст. 1229; № 34, ст. 1976; 1993, № 4, ст. 118; № 14, ст. 486; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 29, ст. 3010; № 33, ст. 3407; 1995, № 18, ст. 1591; № 26, ст. 2402; № 32, ст. 3204; № 35, ст. 3503;
№ 49, ст. 4695; 1996, № 1, ст. 4; № 14, ст. 1399; № 22, ст. 2582; 1997,
№ 12, ст. 1377; № 18, ст. 2102; 1998, № 31, ст. 3825; № 47, ст. 5702; 1999, № 2, ст. 237; № 7, ст. 879; № 14, ст. 1662; № 18, ст. 2221):
пункт 2 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:
“Для предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации, осуществляющих строительство и (или) ремонт судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения, облагаемым оборотом является стоимость реализованной продукции (работ, услуг). Авансовые платежи в облагаемый оборот не включаются до момента сдачи построенных или отремонтированных судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения судовладельцам или заказчикам военных кораблей.”;
пункт 1 статьи 5 дополнить подпунктами “я5” и “я6” следующего содержания:
“я5) работы по строительству и (или) ремонту судов, военных кораблей, для государственных нужд, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
я6) работы по ремонту иностранных судов, военных кораблей на предприятиях и в организациях судостроительной промышленности Российской Федерации.”;
пункт 3 статьи 7 дополнить абзацем следующего содержания:
“Возмещение сумм налога, уплаченных предприятиями и организациями судостроительной промышленности Российской Федерации в период строительства на экспорт и (или) ремонта судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения за приобретаемое комплектующее оборудование и материалы, осуществляется ежеквартально в полном объеме из сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих внесению в федеральный бюджет предприятиями и организациями - изготовителями указанных судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения”;
пункт 5 статьи 8 дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
“Предприятиям и организациям судостроительной промышленности Российской Федерации и судовладельцам, зарегистрированным на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в установленном порядке предоставляется отсрочка уплаты налога на импортируемые комплектующее и технологическое оборудование и запасные части в период погашения целевых кредитов на строительство и (или) ремонт судов, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения, а также модернизацию и реструктуризацию предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации.”;
абзацы третий и четвертый считать соответственно абзацами четвертым и пятым.
2. Статью 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года
5003-I "О таможенном тарифе" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 23, ст. 281; Cобрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 32, ст. 3204; № 48, ст. 4567; 1996, № 1, ст. 4; 1997, № 6, ст. 709; 1999, № 7, ст. 879; № 18, ст. 2221) дополнить пунктами “п” и “р” следующего содержания:
п) иностранные суда, военные корабли, морские буровые платформы и иные плавучие сооружения различного назначения, ремонт которых предусматривается осуществить на предприятиях и в организациях судостроительной промышленности Российской Федерации;
р) импортируемые оборудование и материалы, изготовление которых не осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, но которые необходимы предприятиям и организациям судостроительной промышленности Российской Федерации для обеспечения конкурентоспособности строящихся и ремонтируемых судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения.”.
3. Часть первую статьи 5 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 года № 2030-I "О налоге на имущество предприятий" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 12, ст. 599; № 34,
ст. 1976; 1993, № 4, ст. 118; № 25, ст. 905; Cобрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 18, ст. 1590; 1999, № 18, ст. 2221) дополнить пунктами “л” и “м” следующего содержания:
“л) незавершенных работ в период строительства и (или) ремонта судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения на предприятиях и в организациях судостроительной промышленности Российской Федерации;
м) технологического и подъемно-транспортного оборудования, временно выведенного из эксплуатации вследствие отсутствия заказов на строительство и (или) ремонт судов, военных кораблей, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения (с оформлением в установленном порядке документов о консервации и пломбировании указанного оборудования).”.
4. Пункт 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций'' (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 525; № 34,
ст. 1976; 1993, № 4, ст. 118; Российская газета, 3 ноября 1993 года,
№ 205; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 27,
ст. 2823; № 29, ст. 3010; № 32, ст. 3304; 1995, № 18, ст. 1592; № 26,
ст. 2402, 2403; № 49, ст. 4695; 1996, № 1, ст. 4, 20; № 51, ст. 5682; 1997,
№ 3, ст. 357; 1998, № 47, ст. 5702; 1999, № 2, ст. 237; № 10, ст. 1162;
№ 14, ст. 1660) дополнить абзацами следующего содержания:
“судовладельцев, зарегистрированных на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, от эксплуатации вновь построенных на предприятиях и в организациях судостроительной промышленности Российской Федерации судов, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения, используемая на погашение целевых кредитов на строительство судов, морских буровых платформ и иных плавучих сооружений различного назначения при государственных гарантиях инвесторам;
предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации, используемая на погашение целевых кредитов на реализацию инвестиционных проектов модернизации и реструктуризации указанных предприятий при государственных гарантиях инвесторам.”.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 10. Приведение законодательных и иных нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

1. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Поручить Правительству Российской Федерации:
в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении согласно статье 8 настоящего Федерального закона изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент
Российской Федерации

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1. Необходимость разработки законопроекта
Судостроительная промышленность Российской Федерации является крупнейшей машиностроительной отраслью, имеющей высокий научный и технический потенциал и оказывающей прогрессивное влияние на многие смежные отрасли - металлургию, станкостроение, электронику, информатику и другие.
Отечественное судостроение ещё совсем недавно было одним из самых мощных в мире. Оно обеспечивало треть мирового военного кораблестроения, страна входила в десятку наиболее развитых стран в области гражданского судостроения. Судостроительная промышленность СССР ежегодно выпускала кораблей и судов для Военно-морского флота общим водоизмещением более 300 тыс.тонн, морских транспортных судов суммарной грузоподъемностью до 550 тыс.тонн промысловых судов общей мощностью главных двигателей около 140 тыс.л.с.

На судостроительных заводах СССР было построено, свыше 50% тоннажа морского транспортного флота страны, занимавшего шестое место в мире, 60% флота рыбопромысловых судов, являвшегося крупнейшим в мире, а также 80% речного флота. Строились научно-исследовательские суда, плавучие и стационарные платформы для добычи нефти и газа на морском шельфе, а также разнообразные суда для их обслуживания.

По большинству направлений морской техники наша страна была на уровне ведущих морских держав. Мы имели ряд признанных в мире приоритетных достижений. Это - атомные ледоколы, корабли и суда на подводных крыльях и воздушной подушке, корабли-экранопланы и другие.
За последние десять лет в судостроении, гражданском и Военно-морском флоте России произошли большие изменения. Доставшиеся России после распада СССР, судостроительные заводы были специализированы, в основном, на военном корабле строении, что вызывает необходимость проведения глубокой конверсии для переориентации их на постройку гражданских судов.

Объем государственного оборонного заказа России за этот период сократился в 20 раз, а объем гражданского судостроения - более чем в 5 раз. Численность работающих уменьшилась в 3 раза. Уровень использования мощностей на судостроительных предприятиях снизился до 17 процентов. Загрузка судостроительных предприятии гособоронзаказом составляет около 5 процентов от имеющихся мощностей. Две трети предприятий судостроительной промышленности являются потенциальными банкротами. В целом по судостроению кредиторская задолженность превышает дебиторскую в три раза. Растет безработица и социальная напряженность.

В России, не осуществляется государственная поддержка отечественных судовладельцев, судостроительных и судоремонтных предприятий, подобно принятой практики в зарубежных странах.
Строительство судов в России не обеспечивает восполнение естественного старения флота, а частичное пополнение его осуществляется в основном за счет импорта.

Утвержденные Правительством Российской Федерации долгосрочные программы по развитию торгового флота и рыбного хозяйства не выполняются.

Так, Программой "Возрождение торгового флота России" предусматривалась поставка морскому флоту в 1993-2000 гг. 589 судов общим дедвейтом 8427 тыс.тонн. Ожидается получение 141 судна общим дедвейтом 2955 у тыс.тонн, т.е. около 25 процентов. Из этого количества только 35 судов общим дедвейтом 209 тыс.тонн будет построено на предприятиях Российской федерации.

По речному флоту за последние восемь лет количество речных грузовых судов сократилось на одну треть. Средний возраст судов превысил 20 лет.

Программой развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года намечалось строительство рыбопромысловых судов на предприятиях Российской Федерации в 1996-2000 годах в количестве 301 единицы.

Фактически поставлено только 14.

В рыбопромысловом флоте России резко сократилось количество судов, уменьшились годовые объемы вылова рыбы с 7 до 4,5 млн.тонн в год. Среднедушевое потребление рыбных продуктов в России снизилось с 20,3 кг в 1990 году до около 9 кг в 1998 году. Свыше половины судов этого флота из-за превышения сроков эксплуатации требует замены.

Выпускаемое промышленностью России судовое комплектующее оборудование и аппаратура в ряде случаев не соответствуют современному техническому уровню и не конкурентоспособны.

Высвободившиеся мощности предприятий, в связи с сокращением заказов Военно-морского флота, недостаточно используются для наращивания строительства гражданских судов.
Основные трудности в развитии судостроения Российской Федерации, в отличие от других отраслей промышленности, связаны с созданием весьма сложных и относительно дорогих объектов (стоимость судов и кораблей колеблется в пределах от 10 млн.долл. до 3 млрд.долл.), сроки создания которых составляют 12-60 месяцев и более.

Указанные отличительные особенности судостроительного производства требуют значительных объёмов длительных сроков финансирования. Поэтому в мировой практике постройка судов ведется с помощью банковских кредитов, выдаваемых судовладельцам на весьма значительный срок (8-10 лет, а в ряде случаев и более) под залог имеющихся в распоряжении судовладельца судов или под гарантии коммерческих или государственных организаций. Эта система успешно используется во всем мире уже в течение более 30 лет.

В бытность СССР постройка судов в нашей стране финансировалась государством. Переход на рыночные отношения в экономике привёл к отказу от сложившейся практики, а приватизация морского транспорта вызвала распад крупных и мощных государственных пароходств на большое число малых и слабых в экономическом отношении судоходных компаний. Сегодня у российских судовладельцев нет средств для заказа судов, а высокие процентные ставки на кредиты и короткие сроки их возмещения не позволяют строить суда за счет кредитов российских банков.

Несовершенство российского законодательства в области залогового права и экономическая нестабильность в стране не дают возможности получать кредиты зарубежных банков для финансирования строительства судов под залог существующих судов под российским флагом.

Отсутствие в России юридического обеспечения залога вынуждает отечественных судовладельцев создавать оффшорные компании в странах удобного флага, юрисдикция которых гарантирует возврат кредита, переводить под флаг этой страны залоговые суда и под них брать кредит в зарубежных банках. Регистрация судов под удобный флаг позволяет также избежать огромных налогов с прибыли, достигающих по оценкам судовладельцев у судов под российским флагом 8 8% от прибыли, в то время как в странах удобного флага - всего 5 процентов. Льготное налогообложение позволяет накапливать средства, необходимые для первоначального взноса в постройку судна в размере 20% от его цены (остальные 80 процентов уплачиваются из получаемого в банке кредита).

Корме того, существующая в России налоговая политика не только не способствует привлечению заказов на российские предприятия, но и приводит к росту стоимости строящихся для отечественных судовладельцев судов, на 15-20 процентов превышающую стоимость аналогичных судов за рубежом.. Но и строительство судов на экспорт не приносит российским судостроителям прибыли. Налоги на авансовые платежи и на незавершенное производство лишают судостроителей значительной доли оборотных средств, вынуждают брать краткосрочные кредиты в отечественных коммерческих банках под большие проценты и таким образом приводят к завышению стоимости постройки судов.

Все сказанное приводит к тому, что российские предприятия остаются без заказов, а судостроители без работы.

Мировой опыт показывает, что для изменения сложившегося положения необходимо принятие государством определенной системы протекционистских мер.

Практически во всех судостроительных странах для поддержки национального судостроения, кроме принятия протекционистских законов, используются меры прямого субсидирования строительства судов на национальных верфях, модернизации и реконструкции национальных верфей, а также таможенные и налоговые льготы.

В России, три четверти границ являются морскими, более 60 процентов экспортно-импортного грузооборота осуществляется морскими судами, активно развивается добыча нефти и газа на морском шельфе.

Необходима разработка и принятие закона, создающего экономически выгодные условия для строительства судов для нужд России на российских предприятиях, для привлечения иностранных и отечественных инвестиций, сохранения, развития и эффективного использования высокого производственного, научно-технического и экспортного потенциала судостроительной промышленности России, а также обеспечения интересов государства в экономически целесообразном наращивании объемов производства российских предприятий и в сохранении оборонных возможностей страны.
Указанные меры государственной поддержки позволят спасти судостроение от развала, сохранить научно-технический и производственный потенциал.

2. Цели законопроекта

Создание условий для функционирования судостроительной промышленности Российской Федерации в рамках общепринятых в мировой практике экономических и правовых принципов работы судостроения, обеспечение государственной поддержки судостроительным и судоремонтным предприятиям, создание экономически выгодных условий для размещения заказов на суда и судоремонт на российских предприятиях.

Закон направлен на возможность привлечения российских и иностранных инвестиций для улучшения использования производственного и научно-технического потенциала судостроительной промышленности России.

3. Основные положения законопроекта

Законопроект отражает функции органов государственной власти в области государственной поддержки судостроительной промышленности России.
Устанавливает следующие формы государственной поддержки развития судостроения и меры экономического стимулирования строительства судов и судоремонта на предприятиях Российской Федерации:
• предоставление Правительству Российской Федерации права выступать при определенных условиях от имени государства гарантом выполнение обязательств предприятий судостроительной промышленности (государственных унитарных предприятий, предприятий с контрольным пакетом акций у государства и с "Золотой акцией") и судовладельцев по кредитам, которые могут предоставляться иностранными и отечественными инвесторами под строительство судов и реализацию инвестиционных проектов;
• предоставление судостроительным предприятиям (государственным унитарным предприятиям, предприятиям с контрольным пакетом акций у государства и с "Золотой акцией") субсидий, для строительства судов для государственных нужд под российский флаг;
выделение судостроительным предприятиям, судовладельцам и российским лизинговым компаниям долгосрочных льготных кредитов под конкретные программы строительства флота на российских предприятиях;
• предоставление судостроительным и судоремонтным предприятиям, судовладельцам и российским лизинговым компаниям отсрочки по расчетам за кредиты зарубежных организаций и банков на основе межправительственных кредитных соглашений;
освобождение от налога на прибыль доходов судовладельцев, получаемых в процессе эксплуатации судов и используемых на погашение кредитов.
• введение ряда льгот судовладельцам, судостроительным и судоремонтным предприятиям по налогу на добавленную стоимость;
• освобождение таможенных пошлин импортируемого судового комплектующего оборудования и материалов, не изготавливаемых отечественной промышленностью.
• освобождение от таможенных пошлин иностранных судов, приходящих в ремонт на российские предприятия;
отмена судостроительным и судоремонтным предприятиям уплаты налога с имущества – незавершенного производства кораблей и судов в период их постройки.

4. Необходимые ресурсы
Источниками финансирования мер экономического стимулирования строительства судов на предприятиях Российской Федерации предполагаются собственные средства заказчиков, заемные средства, средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
5. Место в системе действующего законодательства
В области судостроения действуют следующие законодательные и нормативно-правовые акты:
Законы Российской Федерации:
"О конверсии оборонной промышленности Российской Федерации" от 13 апреля 1998 г. № 60-ФЗ;
"О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" от 19 июля 1998г.№114-ФЗ;
"О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" от 1 апреля 1998 г.
Постановления Правительства Российской Федерации:
"О Федеральной Программе возрождения торгового флота России" от 8 октября 1993 г. № ;
"О Федеральной целевой программе "Российские верфи" от 26 сентября 1995 г. № 963;
"Об утверждении Федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба" от 18 сентября 1995 г. № 930.
"О Федеральной целевой программе реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы" от 24 июня 1998 г. № 625.
"Об утверждении Порядка предоставления средств, выделяемых из федерального бюджета на социальную поддержку работников организаций оборонного комплекса в связи с реструктуризацией и конверсией оборонной промышленности на 1998-2000 годы" от 2 сентября 1998 г. № 1017.
Перечисленные правовые акты не решают вопросы, отраженные в настоящем законопроекте.

6. Прогноз социально-экономических последствий
Принятие закона создаст благоприятные условия для возрождения судостроения Российской Федерации, обеспечит экономически выгодные условия для размещения заказов на предприятиях, приведет к росту объемов производства и налоговых отчислений, оздоровлению финансового положения предприятий, повысит конкурентоспособность судостроительной продукции и объем поставок судов, увеличит количество рабочих мест в судостроении и смежных отраслях промышленности.
В целом все это будет способствовать общему подъему экономики России, развитию судоходства, промышленного рыболовства, ускорению разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе, экономии валютных ресурсов на фрахт (плата за наем судна) и импорт судов.
Выполненные финансово-экономические расчеты подтверждают высокую экономическую и социальную эффективность предлагаемого законопроекта.

 

 

Заключение
по проекту федерального закона “О государственной поддержке
судостроительной промышленности Российской Федерации”,
подготовленного к рассмотрению в третьем чтении и проекту постановления Государственной Думы “О федеральном законе “О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации”

Изучив по поручению Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике от 27 ноября 1999 года № 3.11-14/2051 проект федерального закона “О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации” и проект постановления Государственной Думы “О федеральном законе “О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации”, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.

Постатейные замечания

Абзац 3 статьи 5, пункт 3 статьи 6 законопроекта, согласно которым налоговые льготы предоставляются в порядке, установленном данным законопроектом не соответствуют пункту 2 статьи 17 и статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым льготы по налогам и сборам (в том числе порядок предоставления), устанавливаются только законодательством о налогах и сборах. Рассматриваемый законопроект в систему законодательства о налогах и сборах, установленную статьями 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации, не входит, поэтому не может устанавливать порядок предоставления налоговых льгот. Кроме того статья 8 законопроекта не устанавливает порядок предоставления налоговых льгот, а определяет порядок внесения дополнений и изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

В пункте 2 статьи 7 законопроекта следует указывать “предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год”.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы (а не обязанностью), в связи с чем, вызывает сомнение возможность установления в пункте 2 статьи 10 законопроекта обязанности Правительства Российской Федерации внести в Государственную Думу, в месячный срок со дня вступления в силу данного закона, проект федерального закона с содержанием конкретно определенным статьей 8 законопроекта. Кроме того, статья 8 законопроекта имеет существенные недостатки (текст статьи изложен с нарушением выработанных правил законодательной техники в форме принятой для законопроектов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты).

Замечания редакционного характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
По проекту постановления Государственной Думы замечаний не имеется.

Первый заместитель
начальника Управления В.А.Рощин
по материалам i-stroy
27 марта 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Проект Федерального Закона "О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации"


Также в этой рубрике:
 
Проект Федерального Закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами"
Проект Федерального Закона О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности")
 

i-Stroy.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2019 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(495)925-35-25